Во времена Аксак Тимура случилось великое истребление (людей).
Потом из их рода остался (только) один сын, (имя его) было Сангусин. Бийство своего деда принял он.
Его сын - Сасбуга.
Его сыновья там погибли. Из их рода остался один сын, <имя его> Чу-бий. Бийство принял он. Он также был во времена хана.
Его сын Бикмуш был бием. Он также был во времена хана.
Его сын - Гарей-бий. Он также был во времена хана.
Его сын - Казанфари. Он виделся с Каракильмет-бием. А Каракильмет виделся с Гарей-бием. Гарей-бий был старше Каракильмета, а Казанфари-бий был моложе. (Однажды), когда оба Кильмета ехали (верхом), а оба они были мирзами, лошадь одного из них взбесилась, кобыла Каракильмета шарахнулась (в сторону). Аксаккильмет стал смеяться над ним, а оба они мирзы. Из-за этого они разъярились, случилась резня, и они ушли из этих мест.
После этого Казанфари-бий сказал оставшимся: "О сотоварищи! Уйдя отсюда, мы не сможем найти себе пристанища. Подобную этой земле, где мы найдем (другую) землю?". И все его сотоварищи заплакали и сказали: "О Казанфари-бий! Если умрем, то здесь, если выживем, то (тоже) здесь! И если все мы, и бедные, и богатые, не сможем выжить и будем погибать, то предадим себя воле Аллаха". С Казанфари-бием осталось три человека. Первый Чюблек, он был родственником Казанфари. Остались (также) Урман, Туман. Караман с Урманом были единоутробные братья. Тот Караман ушел с Кильметом, а сын Карамана, Тенекей, остался здесь. Акман же был из рода мирзы. Итак, вот эти пять человек, все они были благородного происхождения. Знайте же, не будьте невеждами: имеющий ум да поймет, а не имеющему ума - в одно ухо войдет, а из другого выйдет. Разве не сказал величайший имам-хазрет: "Не знающий своего корня, то есть рода, не достоин говорить перед падишахом. Не ведающий о последних (поколениях своего рода), не достоин быть властителем". Было (это) в девятьсот пятьдесят шестом (году хиджры). (Во времена) Каракильмета и Аксак-кильмета случилось разорение.
Казанфари-бий, Чюблек, Урман, Туман, Тенекей, <и глядя на него>, Акман остались здесь. Трем великим (ханам) уплачивали ясак. Доставляли из этих мест и платили. Что же делать малому народу? Потом Казань, увы, взял Иван. Потом стали зависеть от милостивого падишаха.
Было (это) в девятьсот шестьдесят первом (году хиджры), в год Мыши. Казань взяли русские. Слов (об этом) было много, мы сделали сокращение. Во времена ПАДИШАХА И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ Алексея Михайловича, чтобы избежать взаимного насилия, земли свои поделили между собой. Писал я, князь Янбакты. А если вы спросите: "С кем?", - то я отвечу: "С братом моим младшим и сыном моим". (Вот) мой завет: кто поймет, тот будет умным, а не имеющему ума - в одно ухо войдет, а из другого выйдеть.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО у Казанфари-бия есть четыре сына. Первый - Куджабакты, 2-й - Худайбакты, 3-й - Кудаш, 4-й - Дистан. Еще у Чюблека есть четыре сына. Первый - Яйыксабый, 2-й - Кадирсабый, 3-й - Минглисабый, 4-й - Идельсабый. Еще Аккунды, сын Акмана, Уразлы, сын Урмана, Мамбеткул, сын Тенекея. К милостивому падишаху послали четыре человека в Москву, чтобы они скрепили в книге: князь Янбакты, сына Кудаша, 2-го - Камачыка, сына Яйыксабый, 3-го - Уразлы, сына Урмана, 4-го - Махмуда, сына Дистана, со спутниками их в год 1567-й. Ныне уплачиваемый нами милостивому великому падишаху нашему ясак - сто семьдесят одна куница, восемнадцать батманов меда.