Перевод статьи: "Маджары" из
"Encyclopedia
of Islam"
Маджары-марджа, имя данное венграм-мадъярам и мордве иранцами.
Пре - оттоманский период
Мадъжары – имя венгров в
Персидских и арабских источниках с 8 по 14 века. Самое ранее упоминание
Хунгаров (мадъяр) встречается в " Kitab al - Alak al nafisa", у Ибн
Руста (Ibn Rosteh) иранского хронографа, написанную между 290-300 (араб.
летоисчисление) или 903-913 гг. на основании географических заметок иранского
ученого – al Diayhani (900?), который в свою очередь, использовал как источники для своего исторического труда
анонимные исторические свидетельства о Центральной Азии и Восточной Европе. В
этих источниках венгры называются Madjghariyya или Мадьяры. В тот исторический
период Мадьяры проживали недалеко от Черного моря между Доном и Дунаем. Их
соседями являлись сильное племя Баджняков (Босняки-Боснийцы, печенеги) Badjanak- Pechenegs. Именно, под их давлением Мадьяры около
889 –92 гг. были вынуждены, переселится к Карпатам, где основали свое
государство просуществовавшее до окончания I Мировой войны.
Весьма
вероятно, что тот же самый " Anonymous account" (9 в.) явился
источником для "Kitab al Masalik wa manalik" иранского ученого Al
Bakri, в которой описывается страна Al- Madjghariyya (460/1068). В этом источнике
говорится, что Мадьяры ведут кочевой образ жизни, а их земли расположены по
берегу Черного моря Madjghariyya и граничат с Византией (bilad al-Rum).
Описание
народа al-Madjghariyya также встречается в Tabai al hауаwan (514/1120 гг.),
написанную иранским ученым Sharaf al Zaman Tahir al Marwazi. Анализ текста показывает, что в период до 889-92 гг. Хунгары
обитали в южных степях России, между Доном (Dune, в тексте иранца Ibn Rosteh) и
Atil (Идель прим. Автора) Etul (Don?). Описание страны Al- Madjghariyya в труд al Marwazi, также взято из работы al-
Diayhani.
Анонимный
Персидский источник называемый – "Hudud al alam", написанный в 982 г.
упоминает Хунгар под именем Madjghari . Согласно "Hudud al alam",
страна - Madjghari располагалась к западу и граничила с Карпатами, а с севера
граница проходила со страной Христианского народа названного – Wanandar. Это
племя, возможно, идентифицировать с племенем Булгар – Onugundurs
(Онугуры), которые в 6-7 веках заселили
северо-западную часть Кавказа в регионе Кубани. Из Византийских источников
известно, что под командованием хана Аспаруха часть этого племени покинула
район Кубани и двинулось к нижнему Дунаю, который пересекла в 679 г., и где
обосновалось. С юга Онугуры граничили с государством Булгар. Новоприбывшие
Оногуры приняли христианское крещение в 864 г.
Из
другого " Anonymus account" написанного в 10 веке мы узнаем, что
Хунгары завоевали Карпаты в 889-92 гг.
Имя
Madjghari или точнее Madjghariyan, (множественное число от Персидского
Madjghari) также встречается в труде "Zayn al-akhbar"
(414-4/1048-52), принадлежащего перу иранского ученого Gardizi или Gurdezi
(Гардизи). Гардизи относил их к тюркам. В "Zayn al-akhbar" в
параграфе посвященного Булгарам (Bulgars) Дуная, они названы Nandar (Нандар).
Al-Marvazi
в своем труде "Tabai al-hayawan",
также называет Хунгар (которых он знал по их древней родине к северу от
Черного моря между двух рек, которые можно отождествить с Доном и Дунаем) – Al Madjghariyya.
Al
Marvazi считал Мадьяр по происхождению (origin) тюркским народом, как и Ibn Rosten (Ибн Руста), он использовал как
источник – Anonymous account составленный Al-Diayhani.
Имя
al-Madjghariyya также упоминается Abu Al-Fida (732-1331) в его географической
работе – Takwim al-buldan. Возможно, Abu Al-Fida использовал как источник труд
историка Al-Bakri под именем Kitab al Masalik wa L-mamalik.Возможно поэтому Abu
Al-Fida называл столицу Хунгаров Madjghari.
В
другом отрывке своего труда Abu Al-Fida упоминает Magyar под именем – Madjar.
Согласно этому отрывку Madjars проживали по соседству с Сербами (al- Sarb),
Влахи (Vlachs- араб. Al-Awlak) и другими "неверными" (infidel) то
есть христианами в горах называемые Kashka – Tagh (Кашка-дар, Кашкадар), где
Danube (Дунай) начинается и течет, а с другой стороны его Альпы, а с другой –
Балканский полуостров.
Al
Dimashki в своей космографической работе " Nukhbat al-dahr fiadjaib
al-barr wa l-bahr", упоминает Madjar или Хунгаров среди племен населявших
страну – Nahral – Sakaliba wa L-Rus (где Al-Dimashki ошибочно посчитал Дунай и
Тиссу притоками Днепра).
Помимо
Мадьяр Al-Dimashki также упоминает племя Bashkirsd-Bashkord –Башкорд.
Персидские
и арабские имена al-Madjghariyya, Madjghari, Madjghariyan и Madjar – Мадьяры
происходят из финно-угорского этнонима – Magyar, который также был известен по
средневековым европейским источникам. Например, Византийский автор Константин
Порфирородный писал (в 949-52 гг.), что среди Хунгар поселившихся при Среднем
Дунае имеется клан meyepn (по венгерски Meger). В "Венгерской хронике"
- Симона Гезы (написанную в 1285-5) "Gesta Hungarorum"
говорится, что предки Хунгаров носили
имя – Mogor.
В
Gesta Hungarorum автора Belae regis Notarius (са.1200) говориться, что территория, которую занимали хунгары до
своего прихода в Карпаты, называлась- Dentumogor (по-венгерски -Donto magyar).
Вторая часть этого имени – mogor, соответствует имени предков венгров из
хроники Simona of keza, в то время как первая часть- Dentu, по всей видимости,
восходит к имени Dana, известной по Kitab al-Buldan, написанной Ibn al-Fakih
290/902), как территория, расположенная в нижнем течении Дона, также известно
под именем TanaT, упоминаемой в письме хазарского кагана Иосифа (10 в.).
Итальянские
географические карты 13-14 веков также называют этот регион – Thanatia.
БАШКОРДЫ-BASHKERD
Bashkirs
являются вторым этнонимом, которым арабские географы 4-8/10-14 веков называли
Хунгаров.
Другое
имя, каким арабские географы 4-8/10-14 вв. называли Хунгаров, было имя Bashkirs,
которые на самом деле были не Мадьярами и проживали с 9 в., если не ранее, на
территории, соответствующей провинциям старой России, простиравшимся от Пензы
до Оренбурга, они (башкиры) не имеют ничего общего с Хунгарами, которые
говорили и говорят на языке финно-угорской группы. Употребление имени –
Bashkirs для обозначения Хунгаров загадка, которую предстоит решить несмотря на
предыдущие многочисленные попытки историков и лингвистов, как венгерских так и
других, которые не смогли ее разрешить.
Первый
арабский автор, у которого встречается имя Bashkirs для обозначения Хунгар, был
al- Masudi (345/956), которой в своей книге " Murudi al-dhahab описал
войну Хунгар и их союзников Pechenegs (Печенегов) с Византией в 320-32/932-944
годах. Al- Masudi в своей книге назвал Хунгар двумя различными, но близкими
именами - Badjghird и Bazkirda, которыми обозначил два многочисленных племени.
Историк
AL Istakhri в своей книге " Kitab Masalik al Mamalik" также именем
Basdjirt назвал подлинных Bashkirs и Хунгаров (Hungarians). Basdjirt
(подлинные) Башкиры проживали, согласно этому географу, между Огуз- Тюрками
(al-Ghuziyya) и Булгарами Камы (Bulghar) и подчинялись последним, тогда как
Basdjirt Hungarians проживали по соседству со страной Al-Rum или Византийской
империей. Они были соседями Badjanak или Печенегов, которые проживали между
Доном и Дунаем. Исторический труд al-Istakhri явился главным источником при
написании ученым Ibn Hawkal своего географического исследования, озаглавленного
"Kitab al- Masalik wa L- Mamalik" или " Kitab Suratal Ard"
(первое издание до 356/967, второе издание 367/977, и окончательная версия
378/988). В этой книге Ibn Hawkal, как и все, называл Хунгар именем Basdjirt.
Имя
Bashkirs (написано Bashghird) встречается в книге арабского путешественника и
писателя Abu Hamid al Andalusi al Gharnati (565/1169 –70), называемой "al Murib an bad adja-ib al
Maghrib", в которой именем Badjghird названы жители страны –
Unkuriyya. Abu Hamid al-Gharnati
посетил страну Unkuriyya в 545-547/1150-1153 гг., где прожил три года, а
покинув ее, оставил в этой стране своего старшего сына, который женился на
дочери местного мусульманина. Этот же автор в другой своей книге – Tuhfat
al-albab также описывает Хунгар под именем Bashghurd.
Другой
автор Yakut (626/1229) также описывает и называет Хунгар именем Bashkirs, а их
страну Bashghirdiyya. Yakut сам встретил группу башкир в городе Алеппо (Халеб)
в Сирии изучающих мусульманское право по канону, созданному
философом-правоведом Абу-Ханифа Денавери, кордом по национальности. Йакут
аль-Хамави (Yakut) также упоминает европейское имя Хунгар как al-Hunkar
(al-Hungar).
Огромный
географико-описательный труд Ибн Саида Магреби, в котором содержится эта идея
(о двух религиях Хунгар), был использован как источник историком Abu L-Fida при
написании им своей книги "Takwim al buldan".
Арабский
космограф Abu Shams Abd Allah al-Dimashki (727/1327) в своей книге
"Nukhbat al-dahr fi adjaib al-barr wa L-bahr" говорит, что народ
Bashghird проживает на юго-востоке от Европы вдоль Madjar или Хунгаров
(Hungarians). Он также не понял, что эти имена представляют один народ.
Возможно, Al-Dimashki называя венгров двумя именами Хунгары-Мадьяры и Башкорды
отделял мусульман – венгров от венгров – христиан, как это сделал Ibn Said
al-Maghribi.
Космограф
Al-Kazwini (683/1283) в своей книге "Athar al bilad" также упоминает
мусульман–Хунгаров под именем Bashghirt.
Персидские
писатели в эпоху татаро-монгольского нашествия также называют Хунгаров именем –
Bashkirs. Например, Rashid at-Din (718/1318) в своей книге
"Djamial-Tawarikh" упоминает
Bashkirs проживающими по соседству с Alan's или Yasi из русских летописей, URUS (русские), Cerkes (Черкесы),
Kipcak (кипчаки) и Kelar, другими словами, христианами Хунгарами. Нападения на
их земли войск Чингиз-хана, которые, тем не менее, продолжали доминировать в
западной части его (Чингиз-хана) империи.
Как
указывалось ранее, al-Bakri в своей книге "Kitab al Masalik wa
L-Mamalik" употребляет термин al-Madjghariyya для обозначения Хунгар
применительно к тому периоду (ранее 889-92 гг.) когда они вели кочевой образ
жизни и проживали вдоль побережья Черного моря. Однако, описывая Хунгар,
обосновавшихся в Карпатской низменности (после 892 г.), Al-Bakri употребляет
два других имени – al-Unkali и al-tirk
(al-Atrak), заимствованные им у европейского торговца и путешественника IBRAhim
ben Yakub al Turtushi (355/965-6) из города Тортоза в Испании. Имя – Unkalial-
Unkaliyyn заслуживает особого внимания. IBRAhim ben Yakib упоминает это племя в
списке народов населяющих в его время Центральную и Восточную Европу, между
Tudushkiyyin (Германцы) с одной стороны, и Badjanakiyya (печенеги), al-Rus
(русские) и Khasars (хазары) с другой стороны, указывая, что они все говорят на
славянском языке, подразумевал под этим их близкие связи со Славянами. Kunik,
первый комментатор работы Al-Bakri идентифицировал этноним – Unkaliyyin
(Ункалиин) с Хунгарами и его версия была принята такими учеными как F.Westberg
и T. Kowalski. Эта версия ученого Куника,
об идентичности этнонима Unkaliyyin к Хунгарам была подкреплена в главе книги
Al Bakri об Unkaliyyin, до недавнего времени неизвестной, но открытой вновь при
переиздании Абдурахманом Али Эль-Хаджи "Kitab al Masalik wa
L-Mamalik" в 1387/1968 г. в Бейруте. Такое упоминание содержится в
параграфе названного "Dhikr balad al-Unkaliyyin", который возможно,
также восходит к источнику который написал - IBRAhim benYakub. Другое имя
Хунгар - Al - Turk (djins) по этому
источнику поселилось между королевством – Buwayra (Баварией) славянами и
королевством – Buyaslaw при короле Болеславе I короле Богемии (Bohemia) –
935-965 гг.
Ал-Бакри
(al Bakri) также упоминает другой этноним написанный подобным образом – al
Inkilish (ал-инглиш), как говорится в "Kitab al Masalik wa L-Mamalik"
в параграфе "Bilad ifrandja" (Страна франков). Согласно AL-Bakri эти al-inklish (al English – инглиз) все являются al-Madjus
(ал мэджуси) в данном случае Датчанами (Danes) и Норвежцами (Norwegians),
которые жили по соседству со Славянами, поскольку славяне – Ободриты
(Obodrites) упоминаемые на территориях возле современного города Мекленбурга
(Mecklenburg), на самом деле являлись юго-восточными соседями Датчан (Danes).
Эти
упоминаемые Al-Bakri племена Al Inklish – (Инглиш), не имеют ничего общего с
Хунгарами, а являлись на самом деле – англичанами (English), которые
действительно незадолго до Al-Bakri подчинялись Датчанам-(Danes) (1012-42гг.)
Имя
al-Unkaliyyin, принадлежащей к той же группе имен Хунгар, что и старославянское
– Ugri (Ungri), византийское – Ungroi,
латинское – Hungari, Ungari, Ungare, Hungaria и Unaria, а также польское
– Wegry (произносится –Wengry). Все эти имена происходят от этнонима – Onogur,
как назывался один кочевой народ в византийских и латинских хрониках 6 века.
Вследствии перехода звука R>L имя Ungari приобрело звучание Unkali, что
является далеко не единственным примером так,
например, германо-латинское имя Gerard превратилось в старовенгерском
(11в.) в Gellert.
У
историка al Idrisi в его книге "Kitab al-mushtak", написанной на
Сицилии в 548/1154 г., Хунгары носят имя Unkariyya, что, по всей видимости,
восходит к латинскому Ungaria, или итальянскому Ungheria.
К
этому же кругу имен восходит и название страны Unkuriyya (Unguria-Onoguria) у
Абу Хамид аль-Гарнати, жителей которых он называл Bashghird (башкорд). Историк Yakut al Hamavi употребляет для Хунгаров имя al Hunkar, производное от латинского
Hungari.
Помимо
имени al Unkaliyyin, Ибрахим бен Йакуб употребляет термин al Turk (множ.ч.
al–Atrak) "тюрки". По всей видимости, этот термин был заимствован
автором у византийских хронографов. Например, Константин Парфирородный который
писал за 15 лет до Ибрахима бен Йакуба, называл Хунгар именем - Turkoi, а их
страну расположенную в Карпатской низменности именем Turkia.
И,
наконец, абсолютно самостоятельный этноним Kelar или Kilar, который завершает
список имен, употреблявшихся арабскими - мусульманскими географами, историками,
путешественниками для обозначения Хунгар с 3-8/9-14 века. Это имя - Kelar употребил несколько раз Rashid at-Din в
своей книге "Djami al tawarikh" как принадлежащий народу,
проживающему по соседству с Bashkirs (башкорды) As(Асы, русск. летопис.), URUS
(Русские), Kipcak (Кыпчаки). Из всех возможных соответствий этноним Kelar -
Kilar ближе всего стоит к Kiraly (по венгерски – король). Это венгерское слово
было также известно Абу Хамиду аль-Гарнати, который слышал его во время своего
пребывания в Хунгарии в 1151-322 гг. и записал это слово в своей книге
"Murib…" как kzali взамен krali. Вполне вероятно, что под именем
Kelar - Kilar, подразумевал Хунгаров-христиан, тогда как Хунгар-мусульман он
называл именем Bashkirs (Башкорд).
Мусульмане (Башкорды) Венгрии в 3/8 – 9/14
веках
Кажется,
(похоже на то, что) самые первые мусульмане среди Хунгаров появились не ранее
второй половины 3-9 века, в тот исторический период времени, когда племена,
входившие в Хунгарскую федерацию, еще вели кочевой образ жизни и обитали между
Доном и Нижним Дунаем, являясь соседями большого государства Тюркских Хазар
(Turkish Khazarr), столица которых Атиль или Идель располагалась чуть восточнее
реки Волги. Население государства составляли различные национальности: чистые
хазары, затем иранцы - сарматское племя Аорсы (Aorsi), которые составляли
гвардию Хазарского кагана, хорезмийцы (Khwarazmians) и, наконец, многочисленные
мусульманские купцы разных
национальностей, жившие в столице
Хазар, в которой имелись мечети и школы, где изучался Коран. Согласно Risale
Ибн Фадлана, в Ители имелась пятничная мечеть, а местные мусульмане являлись
поданными Хазарского кагана. Согласно al-Istakhri в Ители проживало 10 000
мусульман, имелось 30 мечетей. Также и в другом хазарском городе Семендере
(располагавшемся в современном Дагестане) проживали мусульмане и имелись
мечети. Хазарское государство было многонациональной империей, оказавшей
огромное культурное влияние на Хунгар, особенно после того, как к хунгарам
после неудачного восстания против хазарского кагана присоединилось ранее
восставшее племя Кабиров (Kabars/Kavars). Из работы Konstantine Porphyrogentus, называемой "De administrando imperio", мы узнаем, что Kабиры
сыграли ведущую роль в Хунгарской федерации и именно Kабиры возглавили
завоевание Карпатской низменности мадьярами. Похоже на то, что это племя
(Кабиры) включало в себя без сомнения и еврейские, и хазарско-мусульманские элементы,
а также присоединившихся к ним Аорсов (Arisyya) и Хорезмийцев, и еще
бесчисленные группы мусульманских торговцев из Итили и Семендера и из
близлежащих провинций халифата Аббасидов. Но необходимо подчеркнуть, что все
это только догадки, которые необходимо проверить.
Первые
исторические свидетельства о пребывании мусульман в самом центре Мадьярской
федерации восходят к 4/10 в., то есть по истечению 4 веков, после того как
Хунгары завоевали земли между средним течением Дуная и Тиссой, которая впоследствии
и стала называться Хунгарией.
Первое
историческое сообщение о пребывании мусульман в Хунгарии имеется в книге
"Murudj…" написанная al Masudi, который, описывая Magyars - Мадьяр и
их союзников Bajanak или Bajana, и собственно Хунгары (Magyars), носящие имя у
Аl Masudi не Хунгары, мадьяры, венгры, угры, а имя Badjhird или Bashkirda
(Башкерд-Башкерда). Согласно Al Masudi между этими двумя народами Bashkirda и
Bajanak и жила многочисленная группа мусульман, подразделявшихся на две
колонии. Первую группу составляли мусульмане выходцы и торговцы из Хазарии, из
города Ардебиль, из Babal-Abwab (Дербент) и других земель Халифата Аббасидов,
тогда как другую группу составляли Хунгары и Печенеги, обращенные в
мусульманскую веру. Необходимо добавить, что среди Magyar и Pechenegs,
пришедших в Хунгарию из степей юга современной России, также было известное
число иранских мусульман, включая хорезмийцев (Chwarazmians) и, возможно,
мусульман - Арсиев (Arsiya), потомков древних Аорсов (Aorsi), а также Аланы
(ALANS). Судя по латинским источникам, хорезмийцы появились в Хунгарии не ранее
11 века. Мусульманские торговцы, которые пришли в Хунгарию из царства Хазар и
провинций Халифата Аббасидов в 4/10 век, были так многочисленны, что, согласно
Al Masudi, они были способны создать "тюркскую" армию и стали
союзниками Pechenegs и Hungarians в их
войне с Византией.
Далее,
Хунгары, проживавшие в Карпатской низменности в 4/10 веке, поддерживали
политические и экономические связи со своими соплеменниками, проживающими к югу
от Кавказа на землях Халифата Аббасидов. Действительно, после переселения
Печенегов (Pechenegs) в степи в низовьях р. Дон, Хунгары разделились на две
части, первая из которых перекочевала к Дунаю и Тиссе, тогда как другая часть
Хунгаров двинулась к юго-востоку, - в направлении Транс-Кавказа. Об этом писал
Константин Порфирородный в своем "de administrando imperio", где
вторая группа Хунгар названа – Sabartoi asphaloi, и, согласно автору, они
поселились в "землях Персии". Эти Sabartoi asphaloi (значение термина
asphaloi остается неясным) известны и
по средневековым армянским источникам под именем Sevord-ik (окончание -ik
является показателем множественного числа в армянском языке), а также у
арабских историков 3-4/9-10 веков под именем al-Sawardiyya (al-Baladhuri) или al-Siawardiyya (al-Masudi). Согласно историкам более позднего
времени это племя проживало на границе Иверии (Gorgia)- Грузии и Атропатены
(Adharbajan) по берегам реки Куры. Al-Baladhuri указал на пребывание этих Sawardiyya на Южном Кавказе чуть ранее
279/892 года. Согласно Константину Порфирородному, Хунгары, обосновавшиеся
возле Карпат, часто посылали своих купцов и торговцев навестить этих Sabartoi,
asphaloi, которые часто возвращались в Хунгарию с официальными посланиями.
Ничего не известно о религии, которую исповедовали эти Sabartoi asphaloi, но
вполне вероятно, поскольку они жили под управлением мусульман (under muslim
dominion), они находились под мусульманским влиянием.
Другой
автор, писавший на арабском языке,
Ibrahim ben Yakub, также упоминает о существовании мусульман в Хунгарии. Во
время своего путешествия по странам Центральной Европы Ibrahim ben Yakub доехал
до Праги и описал, помимо прочего, коммерческую жизнь в городе. Согласно этому
автору, среди иностранных торговцев, которые пришли в этот город из Хунгарии,
были "тюрки", то есть более правильно - Хунгары, евреи (jews), а
также – al islam, то есть мусульмане.
Согласно
Хунгарской исторической хронике, известной под названием "Anonymi gesta
Hungarorum", составленной в 1196-1203 гг., в Хунгарию в правление принца
Taksony (?955-972) прибыла группа Ishmaelites, т.е. мусульман из terra Bular
(Bulgaria?) под руководством полулегендарных царей Billa (араб. Billah) и Bocsu. Большинство ученых, изучавших этот вопрос, считают, что здесь
подразумевается страна Bulgaria на р. Каме и те земли, жители которых, чуть
ранее приняли мусульманство. Однако, вполне возможно, что в "Anonymi gesta
Hungarorum" говорится о болгарах Дуная, многие из которых стали
мусульманами не ранее середины 9 века. Доказательством этому служит письмо,
написанное Папой Римским Николаем, датируемое 866 годом, в котором
приказывается удалить (изгнать) сарацинов (Saracens) из Болгарии на Дунае.
Болгары на Дунае были тюркским племенем родственные Булгарам Камы, которые
поселились в нижнем течении Дуная в 679 г. и вскоре перешли на славянский язык.
Интересно,
что людей из "terra Bular" в "Anonymi gesta Hungarorum" ,
называют именем Pest (читать Pesht) - Пешт, которое, без всяких сомнений,
славяно-болгарского происхождения и означает "печь, очаг, горн".
Сейчас это имя носит квартал города Будапешта.
После
того как Хунгары были обращены в христианство, что имело место в эпоху
царствования короля Стефана (997-1038), некоторые Хунгары-мусульмане на востоке
государства приняли христианство, но втайне оставались мусульманами. Среди них
были хорезмийцы (Chwarazmians), называемые венграми Kalis (Калиш).
В
средневековых латинских текстах и венгерских хрониках, написанных на латыни,
мусульмане Хунгарии известны под различными именами, которые условно можно
разделить на четыре группы:
А)
Saraceni (в
1206,1221,1231), Saracenos sive Ismaelitas (1233), также Sarateni, в венгерском - Szereczen "Saracens" -Сарацины. Этим именем в латинских документах обозначались арабы-мусульмане.
Также имя Sarakenoi в Византийских источниках. Например, в "De administrando imperio" говорится: "Sarakenoi" были люди, следующие учению "ложного пророка
Муамеда" (Мохамеда). Аристократическая семья Хунгаров, носивших фамилию -
Srereczen, известна по документам 1138, 1165, 1215 и 1222 годов.
В)
Ismaelitae (год 1233),
Hysmaelitae (1192), Hysma-helitae (1222), Ismaelites - Исмаилиты, которые считались потомками
Исмаила сына Авраама, от которого по легенде произошли арабы. Согласно
Константину Порфирородному, эти Nizaros (в манускрипте неправильно написано
Zinaros), арабские Nizar, это потомки Исмаила, который "отец всех
Sarakenoi". Вполне возможно, что именем Ismaelitae древние латинские
источники в Хунгарии особо отмечают не арабов-мусульман, а принявших ислам
печенегов, которые поселились в Хунгарии. В этом случае древние Хунгары
следовали точке зрения древних русских (летописцев), которые считали (как это
видно из хроники Нестора (12 в.)), что Печенеги как и Torki, Turkomans и Comans
(Половцы) были потомками Исмаила. Необходимо добавить, что термин
"Ismaelites" в некоторых Хунгарских документах, написанных на латыни,
обозначал и другие группы мусульман. Так, например, Hysmaelitae, упоминаемые в
документе царя Emeric, в 1196 г. написанном по случаю ярмарки в г. Eszek или
Osijek в стране Valko (в современной Югославии в нижнем течении реки Драва),
были не печенегами, а скорее – Kaliz или Khwazirmians Хорезмийцами.
С) Bissermini, Bezzermini, Bisirmani, Bezermeni, Buzurman – Бессермяне - Басурмане. Это есть калька
с древнего хунгарского слова – Bosormeny "мусульманин" употребляемого
в хунгарских хрониках, написанных на латыни. Однако это слово употреблялось не
только в центральной и восточной Европе, но встречается (с тем же значением) в
польском, старо-чешском и русском языках, в которых слова – bisurman (busurman), besermen и basurman (busurman) - басурман, бесермен означало
– мусульманин. Важно, что Джон Пауль Карпини, известный посол Римского Папы
Иннокентия IV к монгольскому хану (1245-7), в своих путевых записях упоминает
народ называвшей себя – Bisermini, которые отождествлялись ученым I. Hrbek
(1955 г.) с Khwazarmians – хорезмийцами, жившими возле Аму-Дарьи. Также, вполне
возможно, что Bisermini - бисермяне Хунгарии могут быть частью этих –
Khazarmians – хорезмийцев в Хунгарии. Во всяком случае, термины – Ysmaelita
(исмаилиты) и beserman (биссермян), ismaeliticus означали только мусульман в
целом. Необходимо к этому добавить, что имя Boszormeny отмечено как топоним в
пяти административных единицах Хунгарии
(Венгрии) в пределах ее исторических границ, а также в ряде средневековых
документов. Например, в документе датируемый 1248 годом упоминается город – villa Nogbezerman (на венгерском Nagy Boszormeny "great
Boszormeny" "Великие Бесермяны"), который располагался к востоку
от среднего течения р. Тиссы в районе Ниир – Nyir (Nyr).
D) Caliz (1114 г.) Kalez (1156 г.), Qualis (1212 г.) на современном хунгарском (венгерском) Kalis и немецких хрониках – Kotzel,
Koltzens, Khwarazmians. Это
имя впервые в Хунгарских источниках на латыни упоминается в 1111 г. как народ
называемый "хунгарами" - Calis, византийский эквивалент этого имени
Khalisioi. Согласно византийскому историку Sohn Kinnamos (писавшему между
1150-65 годами), эти - Khalisioi были подчиненными короля Хунгар и воевали
вместе с Dalmatoians (Далмация) против армии византийского императора Manuel
Comnenus (Мануил Комнин). Мнение историка относительно религии этих Khalisioi
очень различается; в одном месте он пишет, что они придерживаются религии
персов (islam?), тогда как в другом отрывке своего сочинения говорит, что они
придерживаются религии Моисея (mosaic). Хунгарское имя - Kaliz, как и
византийское - Khalisi соответствуют Khvalisi - хвалисы, как на старо-русском
языке называли Khwarazmians - хорезмийцев и Khwarazm – Хорезм, что встречается
в летописи Нестора написанной в начале 12 века. Хунгарское имя хорезмийцев –
Kalis, соответствует этнониму al–Khazar, al Khalis или, - khazar–khalis,
которым именовались этническая группа людей близких по своему происхождению к
хорезмийцам и проживавших, согласно историкам al-Istarhi и Ibn Hawkal, в
западной части хазарской столицы города Итиля (Atil). Хорезмийцы (Chwarazmians)
появились в хазарском царстве в 8 веке, поскольку имя "епископа"
хорезмийцев-Khonales упоминается в списке имен, записаннвх ранее 787 года. Это
был список имен "епископов" всей хазарской империи, которые
подчинялись своей метрополии в г.Doros (Дорос) в Крыму. Имя - Khonales стоит в
списке сразу после имени – Astel (Итиль) столицы Хазарии. Согласно Кулаковскому
и Васильеву А. (The Goths in Grimea, Cambridje Mass. 1936 г.) - Khonales был
город расположенный в Хазарском царстве, к востоку от р. Волги, неподалеку от
Каспийского моря, которое в летописи Нестора (12 в.) носит название – Хвалынское
море. Возможно также, что имя Khvalinsk, носила восточная часть Хазарской
столицы, тогда как Западная часть называлась Итиль (Atel).
Вероятно,
что часть хорезмийцев (Khwarazmians) соединившись с Кабирами (Kavars)
переселились в 889-92 годах в федерацию Хунгар (Мадьяр), после того как
венграми были завоеваны земли современной Хунгарии, тогда как другая часть
хазар-хорезмийцев (khazar-khwarazmians) присоединилась к Печенегам. На это
указывает Al-Bakri, который писал (1068 г.), что среди Печенегов (основная
часть которых продолжала кочевать в южных степях современной России) имеется
внушительное число al-khwalis (al-khvalis), или хорезмийцев - Khwarazmians. Это
имя дано печенегами, как писал al Bakri - (мусульманам?) иностранцам, рабам,
которые пришли к ним из Константинополя и других мест. Печенеги дали им выбор –
остаться в стране, где они могли жениться на их дочерях, или покинуть страну по
их выбору (желанию). Также необходимо добавить, что Anna Comnena упоминает в
своей "Alexiad" вождя Печенегов по имени - Khalis. Не следует
забывать и аристократов знаменитой хунгарско–печенежской семьи –АВА, давшей
Хунгарии короля Samuel ABA (1041-1047), которые были по своему происхождению,
согласно хунгарским хроникам, - хорезмийцами, Chwarazmian (de gente Corosmina, de Corosminis Orta).
Определенно
ясно, что мусульмане-хунгары стали христианами в эпоху обращения Мадьяр-венгров
в христианскую веру, что совершилось в царствовании короля Стефана (997-1038).
Но впоследствии часть новообращенных вновь вернулась к своей прежней религии.
Именно такой мы находим ситуацию, которая сложилась к концу 11 века. Это видно
из декрета изданного королем Ладиславом Святым в 1092 г., который предписывал
тех мусульман, которые приняли крещение, а затем вновь перешли в ислам, изгонять
из городов и деревень. Его преемник король Коломан (Coloman) – 1095–1114 гг.
также издал эдикт, содержащий резолюцию, направленную против мусульман.
Необходимо помнить, что то была эпоха крестовых походов, и поэтому легко понять
враждебное отношение христианских клириков и хунгарской аристократии к
мусульманам в тот период вообще. Согласно этому декрету - мусульмане, которых
застали за исполнением религиозных обрядов, должны были предстать перед
королевским трибуналом, а часть их имущества передавалась как вознаграждение
доносчику. Согласно этому же эдикту, в каждой мусульманской деревне должна была
быть построена церковь, которую надлежало содержать за счет мусульман. Помимо
этого предписывалось переселить половину ishmaelite (мусульман?) в христианские
деревни с целью их ассимиляции местными христианами. Король предвидел, что эти
меры приведут этих людей к обращению в христианство. Согласно другой резолюции,
ishmaelites должны были выдавать своих дочерей замуж за христиан, а когда к ним
в гости приходили христиане, они должны были вместе с христианами есть свинину.
Это последнее требование открыто нарушило одно из правил мусульманской религии.
Тем не менее, не смотря на эдикты и декреты таких королей как Ladislav the Holy
и Coloman III, огромное число ishmaelites
в Хунгарии оставалось преданными исламу. Более того, в 12 в. в Хунгарию
переселилось большое число последователей ислама, что имело место в период
царствования короля Geza (1141-61 гг.), который, по сообщению арабского
путешественника Abu Hamid al- Gharnati был большим другом мусульман Хунгарии.
Абу
Хамиду аль Гарнати, путешественнику и ученому-богослову, принадлежит наиболее
полное описание жизни и быта мусульман в стране Ункурийа (Hungaria). Абу Хамид
аль-Андалуси аль Гарнати родился в Гранаде (Испания) в 473/1080-81 годах. В
500/1006-7 г. он покинул родную страну и, пройдя Египет, оказался в Сирии, где
стал изучать – Хадисы (hadith). В 516/1123-4 г. он покинул Сирию и направился в
Багдад, где он прожил некоторое время как гость в доме Ibn Hubayra al-Shaybani,
знаменитого государственного деятеля, ученого- богослова, ставшего впоследствии
визирем Халифа династии Аббасидов аль-Муктафи, который стал его защитником и
патроном. Позднее Аль Гарнати совершил путешествия по Персии и Кавказу, а также
в Хорезм (Chwarazm), который он посетил 3 раза. Затем он совершил поездку в
страну (которая поддерживала тесные связи с Хорезмом) именуемую Sadjsin
(Саджсин) или Saksin (Саксин), большой коммерческий центр на р. Волге. По всей
видимости, Аль-Гарнати поселился здесь (г. Саксин) в 525/1131 г. и прожил там
более 20 лет до 545/1150 г. Известно, что он имел дом, женился, и у него был
сын. Во время своего проживания в г. Саджсин он совершил в 530/1135-6 г.
путешестивие в Булгар на Волге. В 545/1150-51 г. Аль-Гарнати отправился к
башкордам или в страну "Bashghird" в Венгрии, через город Булгар?
Абу
Хамид Аль–Гарнати, как сказано выше, пройдя город башкордов Болгар пересек реку
Nahr al-Sakaliba или "реку Славян" (под этим подразумевается вся
речная система, включая верхнюю Волгу,
притоки Оки, р. Десна, притоки Днепра и сам Днепр возле г. Киева). Путешествуя
на юго-запад, Абу Хамид Аль–Гарнати пересек южную Россию и, перейдя через
Карпаты, прибыл в Хунгарию (Башкерд).
Абу
Хамид Аль–Гарнати пробыл в этой стране (Башкерд) три года, до 1153 г. В том же
году Аль-Гарнати покинул Хунгарию (Башкерд) и направился в город Ghurkuman
(Гуркуман) – Mankerman or Kiev? (Манкерман или Киев?), а позднее прибыл в г.
Саджсин.
По
случаю (отъезда) Аль-Гарнати король Башкерд поручил ему набрать тюркских
наемников-лучников в свою армию. В 549/115-5 г. Аль-Гарнати покинул Саджсин для
совершения Хаджа в Мекку и прибыл в Багдад. Во время пребывания в столице
Аббасидского халифата он написал свой первый труд "al murub an bad adjam
al-Magrib", который содержит богатый информационный материал о Хунгарии и
южной России. В 566\1161 г. он направился в г. al-Mawsul, где написал свою
вторую работу "Tuhfat al-albab", которая тоже содержит информацию
касательно восточной Европы и Хунгарии. Впоследствии, Аль-Гарнати к концу своей
жизни, отправился в Сирию в г. Алеппо, а затем в г. Дамаск, где прожил 5 лет,
560-5/1169-10 гг. и умер в возрасте 80 лет.
Описание
Абу аль-Гарнати страны Хунгарии ал Ункурита (Башкерд) в "Murib…" и
"Tuhfat al-albab" содержит много важных фактов и открывает
исключительно интересные детали. Автор, который сам прожил в Хунгарии
(Башкерд), как уже говорилось ранее три года, хорошо знал мусульман этой страны
и даже женился на мусульманке, равно как и его старший сын Хамид, сопровождавший
своего отца во время путешествия (в страну Башкерд), женился на дочерях двух
местных (башкордских) дворян и остался в стране Хунгарии (Башкерд) после
отъезда Абу Хамид аль-Гарнати на восток в 1153 году.
Согласно
"Al-Murib", в Хунгарии (страна Башкерд) существовало два типа
мусульман. Так там имелись "awlad al Maghariba", "потомки
народов Запада" и "awlad al-Khwarazmiyyin", т.е. "потомки
Хорезмийцев". В первом случае имя "awlad al Maghariba" (Магриб -
запад на курд. яз.) остается загадочным.
Это
правда, что Абу Хамид аль Гарнати говорит о наличии "арабов детей
Магриба" (awlad al Arabim min al-Magrib) в Саджсине на Волге, служившем
важным торговым центром в Восточной Европе. Согласно автору, они исповедуют
ислам толка "Maliki", т.е. придерживаются права школы Малика, как
истинные Magribis. Но уже в другом месте своего сочинения "Murub" он
называет именем "abna al-Maghariba" - дети Магриба совершенно другую
группу людей, не имеющих отношения к подлинным Магрибцам. В этом, втором случае,
термином "abna al-Maghariba" он называет многотысячную группу людей
(племя?), которые проживали возле города Mankerman -Манкерман "Киев",
которые, как он пишет: "по облику турки, разговаривают как турки и
стреляют из лука как турки". Согласно этому отрывку из "Murib",
эти Maghariba жившие возле Киева, также носят имя Badjana (Баджна), что
означает Pechenegs - печенеги (уместно вспомнить и тот факт, что одно из двух
имен, которыми называл al-Masudi – печенегов, было Bajana (баджна) без
финального –К). Вероятно, что Maghariba в Хунгарии (Башкерд) идентичны этим
al-Maghariba возле Киева или бесчисленным группам печенегов (Аль Гарнати
исчисляет al-Maghariba /Pechenegs - тысячами), что в 10-15 веках проживали в
регионе Карпат и подчинялись народу Хунгар (Башкерд).
Эти
Печенеги (в средневековых латинских источниках Bisseni, Bysseni; в венгерских
Besenya читать Beshenya – Bajana/Bedjene, и в арабских источниках Расаnа (Ресеnе) прибыли в Хунгарию из степей
Южной России в несколько этапов.
Первая
волна переселения печенегов в Хунгарию случилась при Арпаде в 10 веке. Согласно
хунгарским источникам эти переселенцы, возглавляемые Сhaba, получили от Арпада
в удел земли возле гор Матра. Вторая, наиболее существенная волна переселения
печенегов в Хунгарию (если верить хронике "Anonymi Belae Regis Notarii de gestis Hungarorum", написанной около 1200 г.), произошла в период царствования
принца Zoltan - Золтана, который правил в первой половине 10 века. Эти печенеги
были поселены возле озера Ферто, неподалеку от северо-западной границы, для защиты
Хунгарии от нападения со стороны Германцев. Вскоре после этого, в царствование
принца Таксони (955-72), прибыла еще одна многочисленная волна
иммигрантов-печенегов, возглавляемая царем Thonuzoba. Принц Таксони выделил им
для поселения земли, простиравшиеся от Kemey до реки Tisza (Тиссы).
Во
время правления короля Geza - Гезы (972-977 гг.) в Хунгарию также переселилась
группа печенегов. Известно из "Gesta Hungarorum" Simon of Geza (13
в.), что новоприбывших переселенцев звали Bessi. Эта новая волна переселения
Bessi (печенегов?) была связана с победой Иоанна графа Сопроны (Jonh comes
Sopron), правителя графства, располагавшегося на северо-западе Хунгарии. В 1072
г., согласно "Chronicle of Thurocz", последний окружил и взял в плен
несколько тысяч печенегов, которые служили в армии византийского наместника
Белграда, а затем поселил их в своих владениях. Последняя волна печенегов
переселилась в Хунгарию в 1123 году. Это были остатки тех печенегов, которые,
покидая южные степи России, атаковали границу Византийской империи, но были
разбиты ее армией. Остатки этой печенежской орды поселились в Хунгарии.
Новоприбывшие получили теплый прием у Хунгарского короля Стефана II (1115-31).
Это была последняя волна печенегов, переселение которых в Хунгарию длилось почти
200 лет. Печенеги, которые поселились по границам Хунгарии для охраны, так и
те, которые жили в глубине страны, составляли легкую кавалерию в армии Хунгар.
Первое сообщение о службе печенегов в армии Хунгар восходит к 1052 г. ко
времени войны Хунгар с немцами на реке Leitha. В 1116 г. мы встречаем
воинов-печенегов на службе в армии Стефана II. Позднее, в 1146 г. Печенеги, которые, возможно,
составляли два подразделения войск гарнизона на границе с Австрией, были включены
в состав действующей хунгарской армии во время войны с австрийским герцогом
Henry jasomirgot при битве возле Moson. Ими командовали два "графа"
печенегов. В 1150 г. печенеги вместе с Khalisians (хорезмийцами) составляли
вспомогательную (союзную) армию Хунгаров и Сербов в их войне против Византии.
Вопрос
об участии печенегов в составе войск Хунгар
еще предстоит изучить, однако, необходимо заметить, что в битве Хунгар с
королем Богемии Premsyl Ottokar II, возле Крессенбурна в 1260 г. Печенеги как
союзные войска Хунгар не упоминаются.
Существовало
два различных типа поселений печенегов в Хунгарии: поселения на границе и
поселения, расположенные внутри страны.
Колонисты, поселенные на границе, несли военную службу и защищали деревянные
крепости, которые окружали всю территорию Хунгарии. Этих печенегов называли в
документах на латыни "speculatores" или "confinarum custodes". Печенежские пограничные заставы подобного типа
существовали уже при Святом Стефане (997-1038) и даже ранее этой даты.
Печенегов селили группами поблизости друг от друга, неподалеку от западных
границ, в частности, в графствах Sopron и Moson. Эти земли были названы (в
1230) из-за большого числа проживающих там печенегов именем "terra
Bissenorum" (Земля Печенегов). Печенеги поселенные неподалеку от границы с
Богемией были также многочисленны, но в противоположность северу, на южных и
восточных границах их число было
относительно меньшим.
Печенеги,
которые поселились в центре Хунгарии, условно делились на 4 группы. Группа
Fejervar-Tolna (или Sarvis), группа Koros и группа Csanad или ARANKA. Самой
многочисленной из этих четырех групп как и всех печенежских поселений и
деревень, была Fejervar-Tolna располагавшихся между Дунаем и озером Балатон,
вдоль реки Sarvis на южной половине графства Fejervar и северной части графства Tolna.
Все эти поселения печенегов были обязаны защищать от врагов город Szekes
Fejervar, ставший королевской столицей (ставкой) Хунгарии во время Арпадов (в
1192 г. Белград, в 997 г. ALBA Regia; German-Stuhlweissenburg). Поселения печенегов имели самоуправление
и ряд других привилегий. Необходимо добавить, что помимо этих поселений
печенегов, располагавшихся между Дунаем и озером Балатон, имелось огромное
число их поселений и в других частях Хунгарии. Можно утверждать, что большая
часть этих поселений хунгарских печенегов располагалось в западной Хунгарии, к
западу от Среднего Дуная. Имелось более чем 10 поселений печенегов в западной
Словакии, около 20 на верхней Тисе, около 15 между Тиссой и среднем
Дунаем, другие 15 в низовье Maros и
другие 10 в Трансильвании.
Печенеги,
прибывшие в Хунгарию в несколько этапов в течение - 10, 11, 12 веков, были
язычниками, исповедовавшими примитивную религию древних тюрков. Однако имелась
в их составе и внушительная группа мусульман, о чем можно судить по работе
al-Masudi, описавшей войну Badjana/Badjanak в союзе с Хунгарами против Византии
в 320-32/932-943 годах. Позднее ислам исчез бесследно среди печенегов, живших в
южных степях Руси и, согласно al-Bakri (460/1068г.), как сообщали
рабы-мусульмане, вернувшиеся из плена в Константинополе, до 400/1009 года
печенеги оставались язычниками (din al –Madjusiyya). Сразу после этой даты к
ним прибыл ученый, мусульманский фатих,
который преуспел в обращении печенегов в мусульманство. Согласно al-Bakri,
начало этой активной компании "мусульманизации" печенегов привела
немедленно к войне между новообращенными и печенегами, оставшимися язычниками.
Согласно информаторам al-Bakri, принявших
ислам было только 12 000 человек, но им удалось
победить язычников, большинство которых было вырезано, тогда как уцелевшие
приняли ислам. По al-Bakri это событие имело место около 460/1068 года. Уже в
это время, если верить al-Bakri, среди
печенегов имелись богословы-fakihs и школы по чтению Корана. Если сведения,
изложенные у al-Bakri верны, то надо признать, что большинство печенегов
приняло ислам только внешне, сохраняя множество языческих обычаев и обрядов.
Вполне возможно, что захваченные в плен печенеги, в войне Хунгар с Византией в
1072 г., которых затем поселили на границе страны для ее охраны, могли
исповедовать ислам. Также вероятно, что последнюю волну печенегов,
переселившихся в Хунгарию в 1122-3 годах, составляли частично обращенные в
ислам люди, факихи и чтецы Корана. Этот факт, что печенеги только частично
приняли ислам, подтверждается описанием Maghariba Bajana "Печенеги" у
Аль-Гарнати в 1151-3 годах. Эти люди имели только общие представления об обрядах, ритуалах и требованиях в Исламе.
Например, они пили вино, что запретил им делать Аль-Гарнати. До его прибытия
они не знали пятничный намаз и Хутбу, о которых узнали только от Аль-Гарнати.
Печенеги также не практиковали многоженства и конкубинаж, разрешаемых исламом.
Крипто-мусульмане или скрытные мусульмане Хунгарии (большая часть которых
состоял из Булгар и Хорезмийцев, вынужденных в правление царя Стефана I
официально отказаться от Ислама) имели знания о принципах Ислама, несомненно,
более глубокие и обширные. Общее положение мусульман в Хунгарии стало лучше с
началом правления короля Гезы II, который, согласно Аль-Гарнати, "любил
мусульман".
Maghariba/Badjana,
баджняки, как и большинство хорезмийцев-воинов, как говорит Аль-Гарнати,
принимали участие в войнах Хунгарии с Византией. Они были очень многочисленны
"тысячи людей", согласно Аль-Гарнати, который имел ввиду и скрытых
мусульман и тех, кто исповедовал Ислам открыто. Число местечек, в которых
проживали эти две группы мусульман, согласно Аль-Гарнати, составляло
"более 10 тысяч ", которое кажется сильно преувеличенным.
Печенеги,
обосновавшиеся в Хунгарии в течение 10-15 веков, имели свою аристократию.
Различные группы печенегов, переселившиеся в Хунгарию возглавлялись ханами
(dux- на латыни), которые в первый период своего присутствия в Хунгарии 10-13 века имели огромное уважение и почет.
К этим ханам принадлежали Zultan, princeps of Bissenorum, из средневековых
хунгарских хроник, а также и другие ханы, известные по источникам, Аба, Кемей,
Botund. Известно, что уважение и почтение к этим печенежским ханам были очень
высоки, и один из них, Samuel Aba, стал королем Хунгарии (1041-7 гг.).
Впоследствии, различными группами печенегов в Хунгарии управляли лица,
назначаемые Хунгарским королем, которые носили титул comes (граф) или judex
(лат.), большая часть которых была печенежского происхождения. Эти "comes"
или "judex" командовали печенегами во время войн, как, например, в
случае с "comes" Печенегов проживавших в местности Арпат в 1222 году.
Потомки ханов и дворян печенегов занимали высокие посты, как на государственной
службе, так и при королевском дворе.
Например, печенег по имени Mag "Маг" (Magh, Moch), чье имя, по всей
видимости, происходит от арабского "Madjus" - язычник, был palatine
Хунгарии и "comes" - граф района Bacska, располагавшегося между
Дунаем и нижней Тиссой.Другой печенег по имени Benedict в 1329 г. был графом - comes, района Baranya. Еще один печенег "Paulus Byssenus
de Eorghede" был губернатором (ban - баном) Далмации в Кроатии и в
Славонии. Из печенежских аристократов, сделавших карьеру при Хунгарском
королевском дворе, достаточно упомянуть имя Aba Bissenus (печенега из семьи Аба
Кемей), который в 1226 г. был homo
regius, короля хунгар Андрея II. Помимо указанных лиц, было еще достаточное
число аристократов - печенегов, но менее известных. Средневековые документы
несколько раз упоминают печенегов-дворян. Которых именуют титулом – nobilis
-"благородный" (например, - nobilis bissenide de Kwzebalu). Похоже на то, что одним из потомков этих печенежских ханов,
эмигрировавших в Хунгарию, был Исмаил бен Хасан, который, согласно Аль-Гарнати,
был "потомком мусульманского принца" и сопровождал Аль-Гарнати во
время его путешествия из страны Хунгар
в страну славян "the land of Slavs", Киев.
Абу
Хамид Аль-Гарнати также писал, что его
старший сын женился на дочерях двух уважаемых мусульман. Похоже, что они были
принявшими ислам печенегами из сословия дворян (nobiles bisseni).
Вернемся
ко второй группе мусульман Хунгарии, упоминаемых Аль-Гарнати, именем хорезмийцы
(Chwarazmians): kaliz в хунгарском, al khwalis или khalis в средневековых
арабских источниках, Khalisioi у Иоанна Киннамоса и Хвалисы в летописи Нестора.
Согласно Аль-Гарнати, их было тысячи, в Хунгарии (автор в одном отрывке даже
говорит: "они бесчисленны", и что они находились на службе короля (kirale- кирали) Хунгар.
Официально они называли себя христианами, отрицали, что они мусульмане, в
отличии от Maghariba/Pechenegs, которые открыто исповедовали Ислам и как
солдаты служили Хунгарскому королю.
Известно
также из Хунгарских документов, что эти - kaliz временами исполняли обязанности
(institores regii fisci, guos hungarice caliz vocant). Другой Caliz (Chwarizmian) по имени Etheius (с арабского Atiyyat - АЛЛАХ) занимал этот пост в области Nyitra
(Нитра), по хунгарским документам, в 1111 году. В этом же документе говорится,
что другой Caliz был хранителем королевской казны в то же самое время в том же графстве. Имя его было Maging
(ар. Madjudi). Эти две персоны, если судить по их именам, были мусульмане,
открыто исповедавшими свою религию.
С
середины 6/12 века хорезмийцы (Khalisioi) жили и в других местах Хунгарии, в
графстве Szetem (в древности – Sirmium, совр. Митровица в Славонии) на южной
границе исторической Хунгарии. Имя этой этнической группы сохранилось в
топонимах в графствах (районах) Fejer, Veszprem, Zala, Somogy (которые все
располагаются на западном берегу Дуная), в графстве Nyitra (Нитра) в западной
Словакии, в графстве Kozep - Srolnok и Zemplen (оба графства находятся на
верхней Тиссе) и графстве Pest -Пешт, расположенном на востоке сразу за Дунаем.
Средневековые хунгарские документы, написанные на латыни, упоминают дорогу,
которая носила имя – хорезмской (1212 г. invalle Kualuz), находившуюся в
графстве Fejer. Колония этих людей (generatio Kalez), согласно документу от
1135 года, проживала в городе - Budakalasz; необходимо добавить, что вторая
часть этого имени - kalasz являлась обозначением для проживавших в этом городе
хорезмцев. В другом документе от 1185 года также упоминается дорога- Kaluzut
(Kaluz–ut), которая в ином документе, датируемом 1208 г., носит имя Galuzuta.
Эта была очень важная дорога, которая вела из Szeged, городка, располагавшегося
на восточном берегу в среднем течении р. Тиссы, к городу Batmonostor. В средние
века эта дорога играла важную роль в торговле Хунгарии солью, и ее имя
показывает, что соляная торговля находилась в руках - Kaliz или Khwarazmians -
(Галии или Хорезмцев).
Вполне
вероятно, что Хорезмийцы (Khwarazmians) часто скрывали себя под именем
"Boszormeny" или мусульмане (Bissermini в Хунгарских документах на
латыни). Похоже, что топонимы – "Boszormeny", встречаемые в четырех или пяти графствах, также
обозначал деревни населяемые хорезмийцами. В "Register of varad" (13 век), в котором говорится о восточной границе Хунгарии,
упоминается "villa Nogbezermendicta" (1248 г.). Согласно "Register" это был центр – Ishmaelites (Ismaelitae) в Nyr (Нир), территории, простиравшейся от
Varad. Вполне возможно, что это имя обозначало хорезмийцев. Очень вероятно, что
термины besermen и buzermen и ismaelitae обозначал не этнические группы, а
просто мусульманскую религию. Например, имя "Bezermenkwt"
применительно к региону Pest (Пешт)
упоминается в документе от 1325 года по отношению не к особой этнической группе
(население этого региона составляли не только Bulgars, но также и Khwarazmians
и Pechenegs, принявшие ислам), а к мусульманам (на хунгарском
"Bosormeny") вообще. Точно также имя Saracenus обозначало не людей, а
только мусульманскую религию.
Это
имя идентично имени Ishmaelitae (в средневековых документах Ishmaelitae,
Hyzmaelitarum и так далее). Например, деревня в графстве Bodrog (между Дунаем и
нижней Тиссой) была в 1192 г. названа villa Hyzmaelitarum, а в 1206 г. villa Saracenorum. Мусульманские солдаты, отправленные на помощь императорским
войскам во время осады Милана в 1161 г., согласно хронике, носили имя Saracens (Saraceni). Мусульмане Пешта, возможно Bulgars, а
возможно Khwarazmians (Kaliz), в 12
веке носили имя Ismaelites, а в документе 1218 г. названы - Saraceni. С другой
стороны, судя по письму чешского короля Premysl Ottokar II к Папе Римскому
Григорию IX, где говорится о битве чешских войск с хунгарскими при Kressenbrun
(1260 г.), "Bezzermin" отличались от "Hysmahelitae". Вполне
возможно, что в этом случае имя
Bezzermini обозначало Kaliz или Khwarazmians (особенно, если вспомнить,
что Иоанн Плано Карпини называл хорезмийцев именем бессермяне), тогда как
второе имя Hyshmailitae означало принявших ислам Печенегов. Положение мусульман
в Хунгарии, если верить Аль-Гарнати, было процветающим в 1141-61 годах в период
правления царя Гезы II, и продолжало таковым оставаться к началу 13 века, в
первый период правления короля Андрея II (1205-35 гг.), который первоначально так же был другом мусульман,
но впоследствии был вынужден изменить свое отношение к ним под давлением
церкви. Мусульмане Хунгарии в то время были еще многочисленны, так как в
папском письме от 1221 года говорится о многочисленности сарацинов Хунгарии
"multitudo Saracenorum Hungariae". В период правления Андрея II
появилось предписание о мусульманах Хунгарии,
известное по книге Йакута аль Хамави "Mudjam al- buldan". Эти
сведения были получены им от al-Bashghirdyya - башкордов, которых он встретил в
г. Haleb (Алеппо). Дата этой встречи точно неизвестна, но, тем не менее,
известно, что Йакут провел некоторое время здесь (Алеппо) в 613/1216, 614/1217,
в 621/1224 и в 626/1229 гг. незадолго до своей смерти. Согласно этому автору,
Башкорды "al Bashghirdyya" были людьми с очень красными волосами
(блондины), лицом и телом розового (здесь – белого цвета, Йакут употребляет
здесь арабский термин – в обоих значениях), они исповедовали мусульманское
юридическо-религиозное право, каноны, следуя школе Абу Ханифы. Йакут Аль Хамави
спросил одного их этих Башкордов об их стране и образе жизни, и ему объяснили,
что страна – Башкерд-Bashghirdyya находится за Константинополем и принадлежит
Франкам или стране франков (другими словами - западные христиане) которых эти
башкорды называли al-Hunkar или Хунгария. Эти Башкерды подчинялись (араб.
raiyya) королю Хунгар и проживали в тридцати местах, удаленных друг от друга.
Похоже, эти Башкерды, которых встретил Йакут Аль Хамави, были
мусульманами-печенегами, наиболее многочисленная группа которых в 10-13 веках
поселилась в графствах Sofron и между Дунаем и озером Балатон на границе с
Австрией, а также в окрестностях древней столицы Арпадов – Szekes-Fehervar.
Согласно Башкерду - информатору Йакута Аль Хамави, каждая из этих деревень
достаточно большая и походит на маленький город. Однако эти поселения не
окружены крепостными стенами, так как король Хунгар не позволяет им укреплять
свои поселения крепостными стенами из страха восстаний Башкердов против короля.
Согласно этому источнику, язык al-Hunkar, как и al-Bashghirdyya такой же, как и
язык FRANKS - (франков). Вполне вероятно, что башкерд говоривший об этом Йакуту
Аль Хамави, имел под этим общим языком франков-хункар и башкордов средневековую
латынь, которая стала официальным языком Хунгарии. Согласно словам другого
башкерда, по источнику Йакута Аль Хамави, эти al-Bashghirdyya одеваются как
Хунгары и обязаны были нести военную службу, как и все обитатели Хунгарии.
Йакут Аль Хамави в своем сообщении утверждает, что, воюя с врагами страны,
Башкерды были вовлечены в Священную войну - джихад (djihad). Учитывая тот факт,
что Хунгария была окружена врагами мусульманской религии (?), Йакут Аль Хамави
также спросил у встреченных им
Башкердов, как они попали в Хунгарию, те ему объяснили, что прибыли в страну
al-Hunkar из Булгар (bilad Bulgar); в древние времена семь мусульманских ученых
(проповедников), которые поселились среди них al-Bashghirdyya - Башкердов
обратили их в Ислам. Эта традиция, услышанная Йакутом аль Хамави о
происхождении башкордов Хунгарии от Булгар, соответствует Хунгарской хронике
"Anonymi gesta Hungarorum", написанной 1196-1203 годах, согласно которой,
во время правления царя Таксони (Taksony) в Хунгарию переселилась группа
Ishmaelites (исмаилиты) из terra Bulgar.
Теперь
разберем этноним – Ishmaelites - исмаилиты. Это имя происходит не от Исмаила
сына Авраама, а, поскольку мы говорим о мусульманском религиозном течении, от
Исмаила, сына шестого имама шиитов Джафара Садика, который лишил своего
старшего сына Исмаила права наследования звания имама после своей смерти в
пользу младшего сына. Однако, у Исмаила нашлось много приверженцев в Иране и
Сирии и, через проповедников (даи), их удалось объединить в единую религиозную
и политическую силу.
Башкерд,
давший сведения Йакуту аль Хамави, говорил, что хунгарские мусульмане высоко
чтят башкордов "al-Bashghirdyya", которые совершили хадж и доверяют
им исполнение религиозных обрядов. Он также сообщил, что башкорды –
Bashghirdyya, поступающие на военную службу бреют свои бороды как франки
(Franks), иными словами как христиане. Учитывая тот факт, что наш географ
встретил в г. Алеппо башкордов не носящих бороды, то, следовательно, они
принадлежали к военной касте, сословию. По источнику Йакута аль Хамави следует, что дорога башкордов из Хунгарии в
Алеппо проходила через Константинополь и составляла 4 месяца пути. По источнику
Аль Гарнати также известно, что дорога мусульман Хунгарии на восток проходила
через Конию (Kuniy) в Малой Азии.
Как
уже говорилось ранее, король Андрей II, который первоначально хорошо относился
к мусульманам своей страны, в 1222 году издал Хартию "Золотая Bula",
которая охраняла права Хунгар. Второе издание королевской "Булы"
увидело свет в 1231 году, и этот документ содержал ряд ограничений для
мусульман и евреев Хунгарии. Из этого документа становится известно, что
мусульмане (Hysmaelitae, Saraceni) и евреи Хунгарии имели право занимать
государственные и общественные должности, заниматься экспортом и продажей соли,
исполнять обязанности смотрителей - mint, царской казны. В 1222 году они
занимали должности: Comites camere monetarii; Salinarii et tributatii Hysmaelitae fierinon possunt; в 1231 г.: Monetae et salibus ac aliis publicis afficiis Saraceny non pracficiuntur; в 1232 u Saraceni praeficiuntur camerae non publicis afficiis; и так и далее), в чем им было отказано в " Золотой
Буле". Однако эти ограничения остались на бумаге, поскольку все эти указы
повторяются в эдикте архиепископа Роберта Эстергома от 1232 г., в котором было провозглашено уже -
"excommunication" - изгнание мусульман из Хунгарии.
Согласно
эдикту Андрея II, даже после издания "Золотой Булы", направленной
против мусульман и евреев, они все еще проживали в стране, и король назначал
некоторых из их числа на государственные должности. Согласно указанному выше
эдикту архиепископа Роберта Эстергома, королевским придворным-камергером был
некий Самуэль, который благоволил к мусульманам и христианам - Патаренам.
Архиепископ
своим эдиктом воспрещал христианам иметь какие-либо отношения и вести торговые
сделки с этими мусульманами Хунгарии, кроме тех, которые хорошо содержат своих
христианских слуг (slaves), которые были из Хунгар, Булгар, Куман (Cuman) или
любой другой национальности. Следуя эдикту архиепископа Роберта, король Андрей
II заключил 12 августа 1232 года с Папой Римским Григорием IX договор, в
котором пообещал в будущем не допускать Сарацинов к управлению своим
королевством и к официальным государственным и общественным постам. Он также
пообещал в этом пакте, что и мусульмане и иудеи будут носить знаки на своих
одеждах, чтобы отличать их от христиан, что они не будут иметь права покупать и
иметь христианских рабов. Король Андрей II также пообещал, что каждый год будет
проходить смотр над сарацинами и евреями проводимый Palatine, который будет
иметь право вместе с архиепископом отнимать у них христианских слуг (slaves) и
христианских жен. Согласно тому же договору короля Андрея II с Папой Римским,
все заключенные браки между христианами и мусульманами приказывалось
аннулировать или расторгнуть, а кто в таких браках состоял, наказывать, и
христиан и мусульман, лишением имущества или лишением свободы. Именно с 1232
года мы можем говорить о серьезных, целенаправленных преследованиях мусульман
Хунгарии католической церьковью. Эта христианизация отмечена и строительством
церквей и монастырей в деревнях, населяемых печенегами, которые до середины 13
века оставались частично мусульманами, а частично язычниками. В документах
этого периода начинают часто встречаться такие фразы "ecclesi de
Bessenu" (церковь Бессени) и "abbatia de Bessenu" (аббатство
Бессени) с латинского и венгерского языков - Besenyo "Печенег".
Нет
никаких сомнений, что вторжение Монголов (Tatars - татар) в 1241 году также
внесло огромную долю в уменьшении численности мусульман Хунгарии, которые
составляли наибольшую часть солдат в армии хунгарских королей. Учитывая их
упорное и жесткое сопротивление татарам, они, мусульмане-хунгары, понесли
наиболее тяжелые людские потери. Этот вопрос будет рассмотрен ниже, при анализе
описания Хунгарии составленной Ibn Said
al Maghribi - Саидом Магриби.
Вполне
можно допустить предположение, что среди этих мусульман (или людей внешне принявших
ислам) были Comans - Куманы (на хунгарском Palocz) и Kipcak - кипчакские
племена, которые в большом числе переселились в Хунгарию 1223 году, вынужденные
к этому натиском татаро-монголов, появившихся возле Черного моря, где Куманы
обитали и продолжали вести кочевой образ жизни в 11-13 веках. Но они не были
первыми Куманами, которые обоcновались в Хунгарии. Известно, что еще в 1080-87
гг. Хунгарский король Соломон создал военный отряд из Куман. Другая группа
куман поселилась в Хунгарии в 1110-1120 годах, возможно, в районе гор Матра.
Эти вновь прибывшие куманы, как и другие тюрки южных степей Причерноморья, были
кочевниками и исповедовали шаманизм, но впоследствии приняли ислам. Они тем
самым увеличили число мусульман (или, скорее, "внешне" исповедующих
ислам) в Хунгарии. Поэтому число мусульман в Хунгарии не уменьшилось, несмотря
на давление на них со стороны церкви, за счет тех беженцев куман и половцев,
которые бежали от татаро-монгольских орд, появившихся в южнорусских степях в
1241 году. Это видно из письма короля Богемии Premsyl Ottokar II, адресованного
Папе Римскому, с описанием битвы при Kressenbrun между Чехами и Хунгарами во
главе с королем Белой IV в 1260 году, в котором говорится, что союзниками
Хунгар, принявшими участие в битве, были: innumerum multidinem hominum Comonorum et Ungarorum et diversonum Sclavorum, Siculorum quaque et walachorum, Bessermenorum et Hysmahelitarum,Scismaticorum etiam ut pote Craecorum, Bulgarorum, Rusciensium, et Bosnensium haereticorum. Мы уже говорили, что термин "Bezzermini" означал не
только мусульман вообще, а, в частности, и хорезмийцев – Chwarazmians (Kalis),
а также что слово "исмаилиты" - Hyshmakelitae (Ishmaelites) являлось
специфическим именем Печенегов - мусульман.
Приблизительно
с этого периода (битва при Крессенбруне) засвидетельствовано последнее
упоминание в арабских источниках наличия мусульман в Хунгарии. Этим источником
является книга (Ibn Said al-Maghribi), в которой упоминаются Хунгары (al
Hunkar) и хунгарские мусульмане - (Al-Bashghirdiyya) – башкорды. Этот отрывок
его большого труда по географии приводится в книге "Takwin al-buldan"
написанной Abu l-Fida. Согласно этому тексту, Хунгария в это
время была разделена (делилась) на две части, одну из которых, располагавшуюся
на востоке, населяли al–Hunkar (хунгарские венгры?) – христиане. Тогда как
западную часть населяли люди называемые al-Bashkird (Башкорды), исповедовавшие
мусульманскую религию. Эти люди (al-Bashkird) жили по реке Duma
"Дума" (более правильно Duna - Danube (Дунай?)) и были соседями
Германцев. Столица страны Башкорд "bilad al-Bashkird", согласно Ibn
Said, носила имя Krat "Крат" и располагалась на юге страны. Возожно, это слово есть
арабская транскрипция славянского термина "град" – город и
воспроизводит вторую половину имени Belgrad (Белый город), которое служило
славянским названием для города Szekes Fehervar столицы Хунгарии в эпоху
династии Арпадов. Это имя встречается в различных хунгарских документах 11-13
веков, написанных на латинском языке, в различных формах. Средневековое
латинское название этого города Alba civitas regalis, на немецком -
Stuhlweissenburg, и в хунгарском, как уже говорилось выше Szekes Fehervar. Al-Idrisi называл этот город Bal(a)ghrata или Bal(i)ghrata. Ibn Said добавляет, что al-Bashkird - народ, который был обращен в
ислам одним факихом (fakih) из туркоманов (Turkoman) "обучившим их вере и
обрядам".
В
1241г. страна Bilad al-Bashkird "страна Башкерд", согласно Ibn Said,
подтверглась нападению Татар которые убили многих жителей.
Согласно
Ibn Said, народ Bashkird приняли участие в том же 1241 году в союзе с хунгарами
(al - Hunkar) и немцами в битве с татарами при Sebenico, т.е. у города Сибених
в Карпатии (Croatia), в которой татарские войска были полностью вырезаны и
уничтожены (annihilated).
Это
указание Ibn Said также
подтверждается и латинскими
источниками, включая Rogerii Carmen miserabilis. В другом латинском источнике
этого периода, есть указание на то, что район обитания Сарацинов –
"Saraceni" полностью опустошен дикими и грязными татарами в 1241
году.
Очень
мало известно о дальнейшей судьбе мусульман Хунгарии, поскольку и арабские и
христианские источники, упоминающие эту религиозную группу, становятся крайне
скудными и малочисленными. Однако в Латинском документе от 1290 года говорится,
что хунгарский король Ладислав IV покинул свою столицу и стал жить кочевником с
палачами (Palocs), которые тогда кочевали (жили) возле гор Матра. Все дела по
управлению государством Ладислав IV передал дворянину Bashkird, которого звали
Mucse (араб. Musa?), который, в свою очередь, сразу после своего назначения
(королем!), принял христианское крещение.
Среди
других арабских источников необходимо упомянуть книгу "Athar
al-bilad", написанную al-Kazwini (Казвини), который дает интересное
описание Хунгар (которых он называет
Land of Bashghirt) на основании информации, полученной от fakih - факиха
башкорда (native of this country). Это сочинение было написано некоторое время спустя, после
Монгольского нашествия в 1241 (факих –башкорд называет их татарами al - Tatar). Согласно этому
источнику - the Bashghirt are great people whose king has a large army -
Башкорды - Великий народ и их король имеет в своем распоряжение огромную армию,
большая часть которой составляют христиане. Другую часть армии составляют
множество (Араб. Djam, crowd, mass of people) мусульман, которые
придерживаются учения школы Абу Ханифы.
Эти
мусульмане платят налоги (djizya) христианам, точно также как христиане платят
налог в землях мусульман.
Аль
Димашки (al-Dimashki) в своей книге "Nukhbatal al-dahr" также
упоминает the Bashghirt, башкордов, чьи земли располагаются на юге-востоке
Европы, по соседству с the Madjar (Маджарами) или Хунгарами. Он не понимал (He
does not take account), не учел, что это две ветви oдного народа. Вполне вероятно,
что под этими именами он (Аль Димашки) различал мусульман-хунгар, которых
называл Bashghirt, от христиан–хунгар, которых называл Madjar-маджар.
Похоже
на то, что Ислам сохранился в до-Оттоманский период в Хунгарии до 1340 года,
когда Хунгарский король Charlrs – Robert of Anjou - Шарль Роберт Анжуйский
(1308-42 гг.) принудил всех мусульман в своих владениях принять христианство
или покинуть страну.
Но,
несмотря на это Пачинаки-Баджняки (Босняки) Badjana - Pechenegs, также
принявшие христианство в 14 веке, даже утеряв свой родной язык (к этому времени
они уже говорили на венгерском Magyar языке), еще к концу 15 века сохранили
некоторые следы башкордской культуры. Например, из книги "Rerum Hungaricarum Decadis" (ii. Liv, p.22 Hanover 1606) написанную A. Bonfinius говорится
согласно ее автору "Они носят длинные бороды и усы и одеваются на
персидский манер в тунику из шелка, которая развевается на ветру".
" Madjar -
Majaristan" из
"Encyclopedia of Islam"
Статья
T. Lewicki .