Аркаим


На главную страницу



К сожалению, этот комплект вооружения пока не найден при археологических раскопках в Митанни, что исключает возможность достоверного сопоставления. Но заслуживает внимания то, что колпак, составной лук, втульчатые стрелы и копье — это типично андроновские категории инвентаря, причем втульчатые стрелы чужды Передней Азии, где господствовали на протяжении многих веков листовидные черешковые типы. А втульчатые стрелы были изобретены в Евразийских степях во второй четверти II тыс. до н.э., входили в колчаны воинов петровской эпохи, в эпоху поздней бронзы были интродуцированы пастушескими племенами в земледельческие оазисы юга Средней Азии, получили окончательное развитие в культуре саков и скифов, которые вновь принесли их на Ближний Восток во время переднеазиатских походов (Кузьмина, 1966, с. 33—37).
To же значение конной колесницы и сходный с митаннийским комплект вооружения реконструируется у ариев в Индии. В ведийском языке есть 15 синонимов для обозначения коня, более 20 слов означают «путь», «движение»; колесо и колесница составляют целые семантические пучки, символизируя истину, закон и циклический мировой порядок (Елизаренкова, 1982, с. 28, 43, 44; Топоров, 1981, с. 147- 151). Бог Тваштар — Творец — своими руками создал колесницу. В иранской мифологии один из семи каршваров, — северная прародина – называется Хванирата — страна «с искусно сделанными колесницами» (Пьянков, 1979, с. 200). И в Ригведе, и в Авесте колесница — атрибут божества. Четыре белых коня влекут колесницы богов. У индоариев есть волшебная колесница Пушпака, в нартовских сказаниях — колесо Барсага и колесница-самолетка. Специальный гимн Ригведы (VI, 47, 26-28) посвящен божественной колеснице, особое заклинание произносилось, когда царь вступал на колесницу: « О, божественная колесница, прими жертвенные возлияния!» «Да завоюет стоящий на тебе, что надо завоевать!» (Атхарваведа, VI, 125).
В ведических источниках содержатся свидетельства выделения группы воинов-колесничих. Согласно Айтария Брахмана (VII, 19) символы кшатриев –«колесница, доспех, лук и стрелы», по Шатапатха Брахмане (V, III, 5) «лук -оружие касты кшатриев». В Гатах повторяется: «Лук — это сила знатных». В ведических текстах упоминаются бронзовые ножи, шилья, каменные топоры, булавы и точила (Rau, 1973; 1983).
Ведичсские данные подкрепляются авестийскими; (к сожалению, некоторые тексты искажены поздней редакцией). Боги Митра, Сраоша, Анахита, Дрваспа ездят на колесницах (Яшт 5, 10, 30; Ясна, 57, 27). Комплект вооружения воина включает меч (Яшт 5, 130; 10, 131; 14, 27), копье (Яшт 10, 39, 102; 15, 48; 17, 12), лук и стрелы (Яшт 7, 28;10, 39) и булаву — иногда она увенчена бычьей головой, иногда имеет 100 выступов (Яшт 6, 5, 10, 96; 101, 132; 11, 1O, 11), иногда сделана из золота (Яшт 10, 96, 131). Тело покрывали защитным вооружением, главной частью его были шлем-колпак из воловьей шкуры или металла (Яшт 13, 45; 15, 57) и щит.
Названия войска — индоиранские термины, один из них восходит к слову «герой», «победитель», другой к глаголу «метать» (стрелы, копья). Название метательного оружия — индоевропейское, стрелы — индоиранское, восходящее к глаголу «сражаться», индоиранскими являются также синонимы стрелы, копья, название топора, тесла, щита, защитного нагрудника. (Герценберг, 1972, с. 35, 187, 193, 213, 216, 219, 221, 222).
В древней литературе оружие — это творение и атрибут богов: у Индры -ваджра, каменный топор и быкоглавая булава, у Йимы — тоже быкоглавая булава, а у Бхимасены — каменная булава с четырьмя выступами. Боги вручают оружие героям: Агни дарит лук Арджуне, Брахма вручает стрелу Раме, а Ахура Мазда — Йиме. Представление о божественном происхождении оружия надолго сохраняется у иранских народов: Квинт Курций Руф (История Александра, VII, 8, 17-18) передает легенду о небесных дарах, ниспосланных сакам: «Для земледельцев — плуг и ярмо быка, для воинов — копье и стрела, для жрецов –чаша». Вариант этого мифа — рассказ Геродота (История, IV, 5-7) о скифских царях, хранящих упавшие с неба в огне золотые дары: плуг, ярмо, секиру и чашу. Отголосок этих легенд — нартовское сказание об упавшем с неба золотом оружии.
Археологические реалии, отражающие сложение этих мифологических представлений о божественном opyжии и небесной колеснице, есть только в культуре XVII -XVI вв. до н.э. в степях Евразии.
§5. Хозяйство индоиранцев
Хозяйство андроновских племен было производящим, комплексным, сочетавшим земледелие и скотоводство. Однако в разных регионах и на разных этапах развития андроновского общества соотношение этих форм существенно менялось. ..далее 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61

Последнее обновление страницы: 05 июля 2002 20:45:15

Письма с вопросами и предложениями посылайте на: gav@ns.miass.chel.su
Адрес вэб - мастера: kolya7k@mail.ru