Аркаим


На главную страницу



У аркаимцев сложное отношение к воде: вода с неба – это одно, в колодце для печи – другое, в колодце для питьевой воды – третье. В каждом доме по два – три колодца и деревянный, обмазанный глиной водопровод. Каждые 30м. – ливневые водосбросы – колодцы, куда сбрасывалась вода. Перед каждым колодцем – очистительные сооружения: гребни из глины и дерева и канавки, в которых задерживалась грязь, т. к. в колодец вода должна литься чистая.. Ливневая канализация перекрыта мостовой. Таким образом получается круговая улица. К внешнему рву пристроены дома. Оборонительная стена пристроена к стене рва. Это сектор. Радиальная стена одновременно и улица, т. к. по верху ходили. Высота радиальной стены – 3,5 м. Между оборонительным сооружением и улицей – мост.
Входы в Аркаим ориентированы по сторонам света на период четырех тысячелетней давности. Радиальные стены-входы – это подземелья, внутри стен проложены коридоры. На северо-западном входе при раскопках обнаружено основание башни вместо ворот. В этом месте обнаружен самый мощный ров с остатками деревянной сожженой башни. Внутри стены – подземный вход – лабиринт длиной 21 м. с глубокими ловчими ямами и выходом на улицу. Таким образом во время опасности деревянная мостовая поднималась и входящий попадал в ямы глубиной до 3 м., но тут же он оказывался с обратной стороны башни, и здесь со всех сторон его забрасывали. Чужие люди сюда никак не попадут. Толщина стен домов – 60 см., нет дверей и проходов между домами. Везде лестницы. Сотрудники Аркаима поставили такой дом в натуральную величину.
Для того, чтобы здесь жить, — это должен быть такой мощный, единый коллектив. Но семья в большесемейной общине пользовалась особым правом, — она была индивидуальна. Социальное устройство Аркаима ассоциируется с классификацией общества Аристотелем. В социальной шкале он выделяет семью, род, селение, предназначенные для выживания человека, и отдельно полис, как высшую форму человеческого сообщества. Эта форма позволяет не только выживать каждому политу — жителю данного полиса, но и позволяет каждому политу реализовать свои внутренние возможности на пользу полиса, так как интересы каждого полита совпадают с интересами полиса. Вот это – звездный час человечества. Вот почему греки сделали такой огромный скачок в развитии мировой культуры. Они гармонично объединили личное и общественное. И только тогда, когда самое личное можно реализовать на благо общества, человечество идет вперед.
На Аркаиме все было именно так. Это подтверждается раскопками на могилах и поселениях, где видно, как распределяются материальные блага. Здесь нет особо дорогих индивидуальных вещей, которые отражали бы социальное положение человека, в отличии от крито-микенской культуры, где наравне с аркаимскими втречаются и богатые вещи, к примеру ножи с серебром и золотом. Почти то же устройство общества, но там, кроме тех же самых предметов вооружения, богатая материальная культура, в то время как здесь, больше внимания уделено духовной культуре.
Материальная культура здесь обычная, так что и показывать здесь особо нечего. Вещей много – керамика с узорами и свастикой, но все это стандартные вещи. Здесь встречается только скульптура – это каменная зооморфная и антропоморфная пластика: люди, лошади, бобры. Но эта скульптура вся прячется, ее нет ни на поселениях, ни в могильниках. Это как у Тура Хейердала на острове Пасхи мелкая пластика, исключительно домашние, тайные святилища. Их выпахивают на полях, находя по 2-3 скульптуры в год. И каждый раз это шедевр, но это искусство еще не открытое.
Так что в основном все искусство и духовная жизнь здесь было сосредоточено в колоссальной архитектуре и хорошо развитой ритуальной практике, особенно погребениях. Здесь все построено на духовной стороне. И не для обороны им нужны были эти сооружения. Эти стены и сейчас танками не взять. Для чего это надо было 4 тыс. лет назад? Конечно, это все освящено и посвящено ритуалу. Это огромный скачок в духовность.
Аркаимцы – это люди, для которых открыт весь физический и духовный мир. Для них он един и связан с Космосом. И не роскошь им нужна была, а духовная жизнь в гармонии со всей Вселенной. Человек и Вселенная в древности были неотделимы. Со Вселенной и через Вселенную человек осуществлял связь. Человек творил и строил Вселенную в планировке своих городов и могильников. Дома мертвых – могильники спланированны так же, как и жилье, как город, — та же центровая площадка, все могилы так же выстроены по кольцу.
Ю.М. Лотман в своем докладе на конференции, посвященной проблемам семиотики, проходившей в 1980 г. в Москве, говорил о том, что, наверняка существовали бесписьменные цивилизации, особенностью которых была колоссальная архитектура, богатая ритуальная практика, мощный погребальный обряд. Письменность только уменьшила культовую ритуальную и духовную деятельность общества. За 7 лет до открытия Аркаима Ю.М. Лотман описал, что такое бесписьменная цивилизация, к которой сейчас можно смело отнести Аркаим.
Даже в самые древнейшие времена люди старались понять свое место на земле, старались понять всеобщую картину мира. Мы можем образно сказать, что человечество началось не с изобретения каменного рубила, а с оформления мировоззрения, с осознания себя и себе подобных частью космического мироздания. И в древности и сегодня человек не может жить без осознания картины мира. В этом психологическая предопределенность человеческого мышления. Организующая сила картины мира огромна, и не важно, догадываемся мы об этом или нет. ..далее 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61

Последнее обновление страницы: 05 июля 2002 20:45:15

Письма с вопросами и предложениями посылайте на: gav@ns.miass.chel.su
Адрес вэб - мастера: kolya7k@mail.ru