Самой древней формой укреплений в Стране городов был яйцевидный овал. Затем появились круги и квадраты. По индоевропейской мифологии круг соответствует небесному началу, квадрат – земному. Итак, из яйца рождается небо и земля. Интересно, что этот миф о рождении Космоса очень похож на ситуацию появления зародыша и рождение ребенка. Многие специалисты- медики и историки культуры не исключают, что за этим всеобщим мифом стоит возможность древнего человека припоминать свое эмбриональное состояние до рождения. Из хаоса среди темных вод рождается человек. Из хаоса среди вод рождается Вселенная. Уже не в водных потоках люди строят свои Аркаимы – свои космическо- земные миры. Создавая свои города, люди бронзового века заново творили Вселенную. Это не прихоть. Это необходимый акт творения. Строительство Аркаима – это не просто создание домов и оборонительных стен, но это и особый ритуал. Строители должны были заново синтезировать Космос, повторяя все этапы его становления.Нужно было повторить все так, как было прежде, в некие мифические времена. Для жителей Аркаима ведущим геометрическим символом были круги. За ними стояли космические сферы и женское начало. Круги опоясывали квадраты – землю – ее мужскую часть. План Аркаима очень похож на легендарную авестийскую вару, позднее в буддизме она переросла в понятие мандалы. Вара – это убежище, обитель праведников. Она противостоит хаосу и силам смерти. Согласно авестийскому мифу, вару создал культурный герой Йима в стране Ариев по указанию самого Ахура-Мазды. По Авесте, центральный круг предназначен для «огней ярких, пылающих и для семени». Второй круг предназначен для людей, а третий — для скота. Йима Хшаита месил «глину ногами, разделял на куски руками... и сделал Йима вару длиной в лошадиный бег по всем четырем сторонам. Снес он туда семя мелкого скота, лошадей, собак, птиц, огней красных, пылающих. И сделал Йима ту вару... жилищем для людей... загоном для скота. Туда он провел воду по пути длиною в хатр; построил он там дом, свод, двор — место, закрытое со всех сторон» (Видевдат, II, 33 и сл.). Вара — не конкретный город, а данное в позднем авестийском тексте Видевдате описание модели вселенной, воспроизводимой в земном микрокосме. Но сама мифологема могла возникнуть только в том обществе, где реально существовал прообраз «небесного града», т.е. в культуре населения евразийских степей XVIII-XVI в. до н.э. Памятники типа «круглого храма» были убедительно отождествлены К. Йеттмаром с авестийской варой, а сама вара истолкована этим ученым как место ритуальных собраний. Вара в иранской мифологии является творением Йимы, а Йима (Яма у индоиранцев) — первопредок и царь загробного мира. В варе совершались празднества в честь Йимы, длившиеся не один день, с применением хаомы и носившие оргиастический характер. Интересная деталь: в Аркаиме обнаружены следы металлургического производства. Известно, что металлургия у индоиранцев часто носила характер культового действа и ее тоже возводили к Йиме, а кузнецы занимали высокое общественное положение и были связаны и с воинской кастой, и с царской властью. ..далее
Последнее обновление страницы: 05 июля 2002 20:45:15
Письма с вопросами и предложениями посылайте на: gav@ns.miass.chel.su