Вара, построенная для спасения людей первоцарем Йимой описывается в Видевдате (2, 27-41), как глинобитная крепость, служащая убежищем для людей, скота, растений и огня во время смертельных зим, снегопадов и наводнений. В авестийской религиозно-мифологической концепции она выступает своего рода аналогом библейскому «Ковчегу Завета». Начиная с первых переводов Авесты, в варе видели квадратное в плане укрепление «длиной в лошадиный бег по всем четырем сторонам». Однако позже иранисты обратили внимание на некоторые особенности устройства вары, которые заставили увидеть в ней не квадратное, а, скорее, круглоплановое сооружение (Jettmar, 1981; Стеблин-Каменский, 1993). Такая форма делает ее вполне сопоставимой с укрепленными поселениями эпохи средней бронзы типа Синташты и Аркаима (Генинг и др., 1992; Зданович, 1995). Аркаим представляет собой сложную архитектурно-планировочную структуру, образованную двумя концентрическими кольцами стен из заливного грунта. Внутреннее пространство между ними было занято жилищами почти стандартной формы и близких размеров, которые придавали поселению четкую радиально-кольцевую планировку. Здесь могло проживать до 2500 человек (Зданович, 1995). Это количество весьма близко к числу обитателей вары (1900). Памятники типа Синташты и Аркаима наглядно демонстрируют, какими могли быть поселения ариев, послужившие земным прототипом авестийской вары. Память об этих необычных для степей поселениях сохранилась не только в мифопоэтических текстах Авесты. Как Аркаим соответствует этому описанию. В центре Аркаима расположена площадь. Она выровнена, уплотнена. На ее поверхности сохранились следы только от длительно горевшего костра. Очевидно, что площадь предназначалась для молений. Жилища вокруг нее принадлежат особой группе людей – семени – лучшим людям, откуда происходили жрецы и воины. Второй круг жилищ предназначался для семей свободных общинников. Скот содержался за пределами второго кольца оборонительных укреплений. Интересно, что обычно во все времена загоны для скота сооружались в центре поселка. Ведь скот в степи – главное богатство. Поразительно, на Аркаиме главным богатством был человек. Здесь все создано только для человеческого бытия – духовного и физического. Люди бронзового века, создавая круги и квадраты, моделируя Вселенную, заново проделывали то, что делал Йима. Несомненно, что строитель Аркаима был участником ритуала. Он отождествлял себя с божественным персонажем основного мифа. Строители аркаимских оборонительных стен и жилых помещений как бы заново выверяли структуру Вселенной и структуру общества, в котором они жили. В Аркаиме все одухотворено, все сакрально, везде миф. Аркаимцы тщательно берегли свои духовные ценности. Увы, сегодня мы не умеем делать это. В аркаимских домах при раскопках всегда фиксируются колодцы. В каждом из них один или два колодца. Почти вплотную к колодцам располагались печи. Первоначально археологи не могли понять, зачем печи ставились рядом с колодцем. Оказалось, что печи соединены с объемом колодца специальными подземными каналами,- это оказался поддув. И все печи с таким поддувом содержали остатки металлургических плавок. Разница в температурных режимах и влажности позволяли выплавлять медь из руды без использования специальных мехов. Это предельно простое решение подачи воздуха в печь поразило археологов. Но самое интересное открытие ждало на дне колодца. Там были найдены черепа коров, лошадей, копыта домашних животных. Все было специально разложено вдоль стенок колодца и закреплено деревянными колышками. Несомненно, это были останки жертвоприношений. Но кому? И черепа и кости ног животных перед погружением в воду были тщательно обожжены. Все это удивительным образом иллюстрирует знаменитый индоевропейский миф о рождении огня. «Бог Агни родился из воды темной и таинственной». Акркаим. Колодец с печью. рисунок А. Фёдорова ..далее
Последнее обновление страницы: 05 июля 2002 20:45:15
Письма с вопросами и предложениями посылайте на: gav@ns.miass.chel.su