Как отмечает П.Тиме, «древнейшие религиозные обряды индоевропейцев не предполагают храмов или идолов. Да и слово, обозначающее храм, здесь не реконструируется. Но это есть «богослужение», понимаемое как радушное принятие — вместе с пищей, состоящей из забитых животных и сопровождаемой декламацией гимнов, -«небожителей», приходящих, как это бывало, в гости к «смертным». Но интересно отметить, что в эпоху «протогородов» уже существует некое подобие храмов, и что идея храма как места присутствия сверхъестественного и как места соответствующего служения связывается здесь с погребальными комплексами. Это, прежде всего, Большой Синташтинский курган, представляющий собой величественное ритуальное сооружение, связанное с почитанием огня и, вероятно, мертвых, а также ритуальные «домики» на синташтинских грунтовых могильниках, Эту же самую идею мы обнаруживаем в традиции периодических обрядов почитания предков на могильнике Большекараганском (Аркаим). Творчество в Стране городов носило совершенно «варварский» характер, как и вся эта «попытка цивилизации», осуществленная на сугубо «варварской» основе. Здесь не было того воздействия более развитых предшественников, которое испытали древние индоевропейцы в долине Инда, в Малой Азии, на Балканах и в Эгеиде. Этим отчасти и объясняется сравнительный аскетизм быта в Стране городов, отсутствие предметов роскоши, развитых форм изобразительного искусства, письменности и т.д. Но именно своим «варварством» и интересен нам сегодня этот опыт сотворения «нового мира», этот странный эксперимент, который поставила история в XVIII-ХVI вв. до н.э. в Урало-Казахстанских степях. Глава 3. Аркаим — природно-ландшафтный и историко-археологический центр Сейчас Аркаим является заповедником и представляет собой – природно-ландшафтный и историко-археологический центр. Аркаим. Пейзаж с мельницей В 1991 г. Аркаим получил статус музея-заповедника и вместо двух гектаров, о которых шла речь, — всю долину – 4 тыс. га. В долине были обнаружены некрополи, поселки, поля древнего земледелия. Для археологов все это является, прежде всего погребенными почвами, по которым можно определить хронологию, климат, количество осадков и распределение их между зимой и летом. И так вырисовался образ природы и человека, и заповедник стал не только культурным, но и природным заповедником. Но здесь появились новые проблемы. Заповедник Аркаим оказался на грани Министерства культуры и Министерства экологии и природных ресурсов, то есть с одной стороны – это заповедники, (сейчас это комитет в министерстве по экологии и природным ресурсам,) а с другой стороны – музеи. И не смотря на все попытки соединить культуру и природу в области охраны вместе, эта проблема оказалась не решенной до сих пор. Для объединения усилия министерств в области охраны культуры и природного наследия в Москве был специально создан Институт культурного и природного наследия, но ничего из этого не получилось. Все, что подписал Б.Н. Ельцын по заповедникам, оказалось полностью опять расколотым, т.к. ни одно министерство свои функции не выполнило. А у Аркаима — то как раз одна задача: природа и человек должны рассматриваться как единое целое. Задача Аркаима – сделать музей Природы и Человека. Аркаим. Здание музея ..далее
Последнее обновление страницы: 05 июля 2002 20:45:15
Письма с вопросами и предложениями посылайте на: gav@ns.miass.chel.su