он предстанет пред судилищем и сумеет себя защитить. Генриху желательно было обойтись без крайних решений, в надежде, что Беренгария можно будет использовать в борьбе за независимость французской церкви. Во время перерыва, в ожидании, когда начнутся прения, святые отцы обменивались друг с другом всякими частными соображениями. Анна слышала, как сидевший поблизости от нее, на почетном месте, толстый Готье сдержанно спорил с каким-то аббатом, имени которого она не знала, и, по-видимому, о вещах, не имевших прямого отношения к собору. С неизменной своей улыбкой, разливавшейся по всему лицу и даже двойному подбородку, Готье с убеждением говорил соседу: - Существует только реальное множество вещей, то есть отдельные предметы, образующие окружающий нас мир, а все общее и единое не имеет существования за пределами нашего разума. Как бы для большей убедительности епископ Готье даже постучал, хотя и с большей пристойностью, по своему лбу. К счастью для Анны, собеседники выражали свои мысли на французском языке, и королева, скучавшая на этом шумном собрании, плохо понимая все то, что в пылу полемики говорилось по-латыни, была довольна, что может следить за беседой двух ученых мужей. Она спросила шепотом короля: - Как зовут этого аббата? - Какого? - переспросил Генрих. - Того, что беседует с Готье. - Лафранк. - Он не французский аббат? - Все епископы и аббаты, сидящие здесь, должны считать себя сынами Франции, - с недовольным видом ответил король. - Откуда он приехал? - Из Нормандии. - Разве он нормандец? - Нет, итальянец. Из Павии. Анна посмотрела еще раз на соседа Готье и только тут заметила, что у него южная синева на бритых щеках и огненные глаза. Лафранк, видимо, чем-то взволнованный, мотал головой, готовясь возразить Готье. Епископ говорил ему: - Только наш разум обобщает все разрозненные явления в единое целое. - Не в нашем жалком и ограниченном уме они обобщаются, - услышала Анна ответ аббата, - а в универсалиях, которые существовали раньше вещей. Все же множественное лишь представляется нашему познанию. Как в сновидении. Готье, в последнее время благоразумно избегавший споров, старался мягкими движениями рук умерить горячность собеседника. Анна уже не понимала, о чем идет речь, так как спорившие перешли на латинский язык. Потом снова до нее стали долетать отдельные французские фразы, которые она едва воспринимала в шуме епископских голосов. - Но и в учении об универсалиях не следует впадать в крайность, - предупреждал Лафранк. - Позволь, позволь, - не сдавался Готье, - ведь ты же не станешь отрицать, что все разумно существующее познается разумом. ..далее
Последнее обновление страницы: 05 июля 2002 20:45:15
Письма с вопросами и предложениями посылайте на: gav@ns.miass.chel.su