- Что это означает? - показала Анна пальцем с длинным ногтем. - Различные части строения. Церковь делится на хор и корабль. Хор - только для духовенства, корабль - для мирян, ибо они еще находятся в море суетной жизни. Не имея привычки к подобным вещам, Анна блуждала в линиях, как в умозрительном лесу. - А это? - спрашивала она в недоумении. - Стены здания. - Почему же они лежат? - Все нарисованное на плоскости скорее кажется положенным на землю, чем поднимающимся вверх. Так и стены. Они на чертеже простерты ниц, и телесное око не в состоянии увидеть их. Поэтому все это следует испытывать разумением сердца. Ведь план не есть точный слепок строения, а лишь совокупность знаков, читаемых мыслию. Как лучше объяснить это? Представь себе, будто бы ты смотришь на какое-нибудь строящееся здание с высокой башни. Тогда ты увидишь не только площадь пола, но и стены с внутренней стороны. Как бы некий раскрытый перед тобою ларец. Именно так надо взирать на план. - Где ты научился такой строительной премудрости? - удивлялась королева. - В Клюнийском аббатстве. Камнестроению учил меня один итальянский зодчий. Он принес чертежи из монастыря, расположенного на реке Фарфе, недалеко от Рима, и показал, как надо возводить свод. Распределение всех частей храма этот строитель производил на примере Ноева ковчега и скинии завета. - Как же надо приступать к возведению церкви? - О, это великая тайна. Не осуди меня за подобный ответ, но даже тебе я не имею позволения открыть ее. - Жаль. Тогда бы мне было легче понять твои замыслы, - грустно улыбнулась королева. - Я предварительно сделаю подобие храма из послушного пальцам воска. Со всеми церковными частями и в полном соответствии с подлинным зданием. Постараюсь вылепить эту модель с красотой, достойной ангелов и сонма святых. - Но воск недолговечен. - Когда он растает от солнца, храм уже будет создан из прочного камня. А такое подобие поможет тебе обсудить соотношение отдельных частей, их число и порядок, поверхность каменных стен и прочность сводов и крыши. Все-таки Анне было досадно, что она не в состоянии проникнуть в тот творческий мир, где горбун создавал в своем воображении прекрасные громады. Строитель продолжал объяснять: - Смотри! Здесь мы поставим статую девы Марии, а в этом месте - купель для крещения младенцев, наполненную водою. Королева спросила: - И все это ты узнал, изучая скинию? - Читая мысленно ее чертеж на плоскости. Скиния была как прямоугольник, длиной в тридцать локтей, шириной - в десять. В одном конце находилась за четырьмя колоннами святая святых. Подножие их из серебра, главы - из золота. Между ними - пурпуровая завеса. Вокруг ограда, чтобы козы и ослы не могли проникнуть в святилище. Так я начал строительную науку... ..далее
Последнее обновление страницы: 05 июля 2002 20:45:15
Письма с вопросами и предложениями посылайте на: gav@ns.miass.chel.su