взглядом, все повернули головы в ту сторону. С горы открывался чудесный вид: весь склон был в цветущих деревьях, а внизу струилась величественная река, голубеющая вдали; воды ее разделялись на рукава, образуя острова и заливы с серебристою водою и розоватыми отмелями. На востоке за Днепром тянулись широкие луга, на западе зеленели весенние дубравы, а на полночь темнели непроходимые дебри, в которых водились всякие звери, от легконогих оленей до яростных туров. Сооруженная на холме пятиглавая деревянная церковь была произведением рук местных древоделов, которые в большом числе населяли город. За кладбищенской оградой росли плакучие березы, стояла тишина. Сидевшие на ковре продолжали разговор о книжной премудрости. Илларион, изучавший риторику, объяснял Святославу: - Что говорит Георгий Хировоск об образах? Прежде всего он отличает иносказание... - Или аллегорию, - поднял палец Всеволод. - Или аллегорию. То есть замену умозрительного понятия каким-нибудь видимым образом. Когда, например, слово "дьявол" заменяется словом "змея". Превод же... - Или метафора, - с улыбкой похвастал своим знанием греческого языка Всеволод. - Или метафора, - опять покорно повторил Илларион, - есть прием для украшения речи. Когда какое-нибудь слово приводится в переносном смысле, ради красоты. Такая метафора имеет четыре образа. Первый образ, когда одушевленный предмет заменяется одушевленным. Например, писатели охотно называют кесаря пастырем. Пастырем не стад, а человеков. Или когда неодушевленное заменяется неодушевленным, если мы, например, уподобим бытие морю... Святослав кивал головой, в знак того, что понимает объяснения. Анна охотно допускала, что подобные вещи необходимо знать всем, кто хочет читать книги с пониманием, но сегодня ей было не до риторики, и она пропускала мимо ушей ученые рассуждения Иллариона, думая о другом... Когда монах закончил свои объяснения об образах Георгия Хировоска, беседа прервалась. Люди некоторое время любовались красотой окружающего мира. Потом Всеволод, находившийся сегодня в угнетенном настроении, спросил Иллариона: - Скажи, почему иногда неспокойно на душе? Илларион, перебирая пальцами седеющую бороду и глядя вдаль, не сразу ответил: - Неспокойно на душе, когда какая-нибудь печаль тревожит человека. Но печаль земная мимолетна. Каждый час ее может сменить радость. - Возможно ли изгнать печаль из души? - спросил Всеволод. - Возможно. - Чем ты изгоняешь ее? - Постом. - Как же ты постишься? - Монаху надлежит вкушать пищу один раз в день. В понедельник, среду и пяток - сочиво, в прочие дни - рыбицу и меду по чаше в день. И лишь когда трижды зазвонят в церкви, то есть в воскресенье, мясо разрешается есть. В великий же пост сухоядение... - А мед? - Меду не пить. Святослав рассмеялся, обращаясь к Всеволоду: ..далее
Последнее обновление страницы: 05 июля 2002 20:45:15
Письма с вопросами и предложениями посылайте на: gav@ns.miass.chel.su